Военные конфликты Политика

Политолог Мендкович рассказал, стоит ли ждать в России карабахских беженцев

0 3221

Армяне покидают Карабах в сопровождении российских миротворцев после начатой Азербайджаном 19 сентября военной операции, которую в Баку назвали «антитеррористическими мероприятиями локального характера» с целью восстановления конституционного строя. На данный момент республику покинули более трех тысяч человек.

Эвакуирующееся из Нагорного Карабаха армянское население.© Соцсети

Глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович в интервью «Ридусу» рассказал, может ли массовый исход из Карабаха закончиться в России.

«Дальнейшее поведение [беженцев] очень сильно зависит от того, как будут развиваться события в целом — удастся ли Еревану каким-то образом самореабилитироваться в связи со сдачей Карабаха и сможет ли он в информационном пространстве „перевести стрелки“ на Россию», — отметил Мендкович.

«Массовый транзитный выезд карабахских беженцев в Россию в этих условиях возможен, тем более что к нам тяготеют все миграционные потоки постсоветского пространства. Но во многом это может рассматриваться либо как определенная политическая декларация, то есть признание ответственности официального Еревана за карабахскую трагедию, либо как свидетельство того, что в Армении достаточно серьезные социально-экономические проблемы: с одной стороны, беженцев никто не ждет, с другой — и самим мало».

Политолог не исключает, что республику покинет большая часть 120-тысячного населения Карабаха: «Речь может легко идти как о 80, так и о 100 тысячах человек. Большинство действительно будет двигаться в Армению».

«С одной стороны, карабахские армяне опасаются этнических чисток или, во всяком случае, массовой дискриминации со стороны азербайджанских захватчиков. С другой стороны, Азербайджан долгое время вел идеологическую накачку населения по вопросам Карабаха, и те, кто сейчас служит там в силовых структурах, будут относиться небеспристрастно к местному населению. Причем не столько на политическом, сколько на этническом уровне. Антагонизм Азербайджана и Армении со времен 90-х годов очень и очень серьезен», — подчеркнул Мендкович.

Что касается возможного влияния карабахцев на политический ландшафт в Армении, то, по словам Мендковича, это довольно сложный вопрос: «С одной стороны, карабахский клан в политике традиционно был среди основных конкурентов Никола Пашиняна на момент его начального пребывания у власти. Однако в последнее время Пашиняну удалось „прибрать под себя“ очень много политических фигур, поэтому достаточно сложно угадать, как именно поведут себя карабахцы в большой Армении».

«Мне больше кажется, что те, кто будет осуждать Пашиняна, если там не будет нарастать массовое протестное дивжение (а сейчас оно, скорее, достаточно вялое), будут следовать в Россию», — резюмировал политолог.