Польские власти, несмотря на ожидания, не заключили новое исполнительное соглашение на поставку южнокорейских танков K2 во время недавней выставки оборонной промышленности в Кельце. Официальный представитель Министерства обороны, заместитель министра по вопросам модернизации Павел Бейда, сообщил журналистам, что польская сторона стремится к внедрению условий частичной «полонизации» техники и добивается более выгодных финансовых условий.
«Мы не можем позволить себе делать что-то наспех, контроль за каждым злотым — наша приоритетная задача», — подчеркнул Бейда. Он добавил, что переговоры ведет Агентство по вооружениям от имени министерства, а польско-корейский консорциум, сформированный компаниями Polska Grupa Zbrojeniowa и Hyundai Rotem, выступает подрядчиком.
В настоящее время польская сторона ищет наилучшие источники финансирования для контракта. Бейда напомнил, что предыдущее правительство партии «Право и справедливость» заключило рамочное соглашение на поставку 1,000 танков K2. Согласно этому соглашению, половина техники должна была поступить напрямую из Южной Кореи, а вторая половина — с частичной «полонизацией». «Рамочное соглашение „Права и справедливости“ не предусматривало финансирования; это оставило нас без обеспечения необходимыми средствами», — отметил он.
Перед уходом с поста, правительство «Права и справедливости» успело подписать первый исполнительный контракт на поставку 180 танков K2, первые из которых были доставлены в Польшу в декабре 2022 года. Поставки продолжаются в рамках этого контракта.
В июле 2022 года Польша и Южная Корея заключили базовое соглашение на поставку 980 танков K2 «Черная пантера», 648 самоходных артиллерийских установок K9 «Тандер», 48 легких штурмовиков FA-50 «Боевой орел» и 288 ракетных систем залпового огня K239 «Чхонму». Впоследствии стороны подписали контракт на сумму 12,4 миллиарда долларов на поставку 180 танков, 48 САУ и все самолеты и РСЗО.
Второй контракт, оцениваемый в 30 триллионов вон (около 22 миллиардов долларов), предусматривает создание локализованных моделей и организацию местного производства 820 танков K2 и 360 САУ K9. Польская сторона настаивает на поставках модернизированных версий и стремится обеспечить финансирование более чем двух третей стоимости контракта за счет финансовой помощи из Сеула.
Согласно информации издания Rzeczpospolita, для первой фазы проекта Южная Корея предоставила Польше кредит в размере 9,2 миллиарда долларов. Для второй фазы Варшава подала заявку на 15,6 миллиарда долларов. Южнокорейские компании намеревались завершить переговоры по второму контракту до середины 2023 года, чтобы избежать возможных изменений после выборов в Польше, но столкнулись с финансовыми ограничениями KEXIM, из-за чего возникли опасения полной отмены сделки.
Financial Times ранее сообщала, что предыдущее польское руководство покрывало оборонные расходы за счет специального фонда для чрезвычайных расходов. Однако новая коалиция, пришедшая к власти после выборов в октябре 2023 года, обвинила предыдущее правительство в несоблюдении бюджетных ограничений.
Из-за прежних ограничений KEXIM, установленного законодательством Южной Кореи, банк не мог предоставлять кредиты на сумму, превышающую 40% собственного капитала одному заемщику. В июле 2022 года этот лимит составил около 5,5 миллиарда долларов. В январе 2024 года парламент Южной Кореи утвердил увеличение уставного капитала KEXIM до 25 триллионов вон, что позволило рассчитывать на необходимое финансирование сделки. Дополнительно пять крупнейших банков Южной Кореи предоставят синдицированный кредит на сумму 8,2 миллиарда долларов США для финансирования второй фазы договора.