По его словам, «звук литовского рога, татарское алла, некогда пробудившие славян, сменилось теперь одним — словом указ. Это слово производит на северных славян одинаковое пугающее действие, оно сковывает их ужасом и бросает их вперед. Это слово‑лозунг, воплощение дьявольского духа, не довольствуется северными владениями, не позволяет русским замкнуться в географических границах их государства; оно бросает их на татар, толкает к Дунаю, побуждает идти на Польшу. Правит дух государя, дух государя является двигателем и конечной точкой любого действия. Это осознается всеми, и слово служба является девизом России».
Следует отметить невежество западных писателей, которые, судят об этой империи, находясь в плену собственных идей, и сомневаются в ее могуществе, то, считая ее слишком бедной, то, думая, что она будет остановлена в своем движении „боярами“, или не знаю еще какой кастой знати, которой не существует и никогда не существовало.По словам Мицкевича, «общественные институты в современном значении этого слова не существуют в России: эта страна управляется духовно», а источник этого «лежит за пределами узких комбинаций политики».
Именно этим ужасным духом воспользовалось Провидение, чтобы взыскать с этой расы за ее изъяны и ее усовершенствовать. Она поставлена перед необходимостью быть постоянно начеку, в состоянии внутренней работы, стараться угадать мысль своего государя и с ней сообразоваться. Поэтому и из всех живущих на севере славян наиболее развит, наиболее организован, наиболее способен постигать и производить великие вещи русский солдат. Он черпает у своего государя моральную силу.Источник: Курс лекций Адама Мицкевича в Коллеж де Франс, 1843 год.