Как не может железная дорога жить без локомотивов, так и сами локомотивы не могут обойтись без депо. Полноценного депо, осуществляющего обслуживание, а не формального, как, например, в Очамчири. И такое сооружение есть на Абхазской железной дороге (АЖД). И конечно же - в Сухуми.
Ничего удивительного в том, что Сухуми – наиболее оживленная станция АЖД. Имеено здесь мы встретили первых и единственных железнодорожников, если не считать одинокого смотрителя тоннеля в Гагре.
Посещение депо не было бы столь лёгким, если бы не наш проводник Георгий. Узнав о нашем желании, он сразу же предложил помощь с организацией экскурсии, ибо в противном случае мы могли столкнуться с серьёзными проблемами: позже мы узнали из достоверного источника, что на АЖД есть приказ всех фотографов задерживать до прибытия сотрудников органов госбезопасности. Итак, обо всём по порядку.
Попасть само в депо не сложно: ворота открыты. Через них мы гордо въехали на его территорию
После этого Георгий (наш проводник) нашёл начальника депо, и получил у него "индульгенцию на съёмку" для нас. Мы начали с осмотра электровозов ВЛ8 и тепловозов ЧМЭ3, дружно выстроившихся в очередь на распил...
Локомотивы представляют как Новочерскасский, так и Тбилисский заводы
Локомотив и Пальма. Очень непривычная моему глазу картина
Как сказал Гиви (начальник депо), всему виной разграбленный цветной металл. Однако, думается что дело не только этом
Очень хотелось привезти какую-нибудь табличку на память, но снять их голыми руками не удалось, а наглеть и просить сотрудников депо о помощи мы не стали.
Попасть внутрь локомотивов мы могли совершенно свободно, что позволило нам снять много интересных деталей
Дизель ЧМЭ3
Осмотрев эту скорбную процессию, мы двинулись дальше
С другой стороны депо обнаружены: традиционный вагон-помойка
Вагон электрички
И заброшеный цех
Кстати, тут же находится и виадук над путями
с которого можно обозревать всё депо
Но мы спустимся на землю, и продолжим путь. В кустах находим паровоз, точнее то, что когда-то им было
Между прочим, никакой разумной альтернативы советским камерам хранения до сих пор нет не только на АЖД, где они никому не нужны, но и в России
А этот друг явно на ходу
И вот самые ценные постояльцы депо – относительно новые М62. Относительно – потому что на них стоит отметка о ремонте в 90м году
Гиви очень туманно выразился об их происхождении и назначении, однако потом нам удалось прояснить ситуацию: эти локомотивы из частного депо Весёлое в Ростовской области
А используются они для работ по восстановлению АЖД
Что интересно – некоторые из них без табличек
На этой позитивной ноте мы покидаем царство гостеприимного Гиви и попадаем на территорию агрессивных монтеров, не признающих его авторитета
Путь находится в более-менее приличном состоянии
Дома вдоль депо пустуют, а в городе мы потом не раз встречали объявления об их продаже
Гораздо проще для демонтажа цистерны стропы срезать, чем аккуратно вывернуть гайки...
Замечательный вагон-ресторан, так манящий своими пустыми окнами-глазницами (двери его наглухо заварены). Внутри, конечно, стандартная помойка, но вагон пожертвовал нам табличку "стоп-кран". Однако, находясь внутри, я услышал снаружи голос: "Эй, кто здесь?!". Поняв, что дело пахнет жареным, быстро ретировался, но был настигнут монтером. Никакой агрессии с его стороны, конечно, не было, но допрос с пристрастием он мне учинил. Главный вывод: индульгенция Гиви в 200 м за пределами депо уже не имеет ценности, и дальше мы уже двинулись нелегалами
Путь наш лежал к станции Сухум. Порция полусгнивших вагонов разных типов скрашивала путь сквозь местную колючку
Долго ли, коротко ли, но вот на впереди замаячило белое здание типично южной железнодорожной архитектуры – вокзал Сухум. Проникновение в вокзал невозможно, либо слишком рискованно: на платформах бдят люди в форме
Сам вокзал законсервирован, но малая часть его используется для продажи билетов на электричку в Сочи и поезд в Москву
Мы же изучим оставшийся участок станционной территории. Напротив вокзала расположились опломбированные рефрижераторы, явно прибывшие из России
С маневровой сигнализацией ситуация здесь такая же как и на востоке страны
Видите вдалеке виадук? Свежая постройка
Ну и кульминация похода – паровоз ЭР на дальнем пути
Стоит он тут уже как минимум 20 лет, ибо, со слов Гиви, в войну использовался как... котельная
Да-да, ведь как нам известно, паровоз можно топить хоть сушёной воблой :) а уголь стоит немалых денег
На этом сегодняшний рассказ подходит к концу. Бросив ещё раз взгляд на сухумский вокзал со стороны города, мы отправляемся гулять по городу
Этот рассказ является лишь одной из глав повествования о технографической экспедиции, состоявшейся в апреле этого года.
Рассказы о нежелезнодорожных объектах Абхазии вы можете найти в блоге yuryvp по тэгу "Абхазия". Железнодорожная же тематика подробно освещается в журнале о железнодорожных путешествиях railtrip.ru.