Во второй половине этого года в Россию зайдет гид рейтинга Michelin — самый известный и старейший в ресторанном бизнесе. Правда, мероприятие по случаю вручения звезд Michelin московским рестораторам, скорее всего, пройдет в офлайн-формате. Но от этого его значимость для развития Москвы никоим образом не уменьшится.
«Ридус» разбирался, чем обернется для России появление «мишленовских звезд» над столичными ресторанами.
Опрошенные участники рынка уверены, что Москва полностью соответствует требованиям гида.
«Я объездила полмира, в Москве — великолепная инфраструктура. Сервис для туристов нужно подтянуть только в знании иностранных языков, а в остальном у нас с туристической точки зрения все прилично», — — говорит Анна Цфасман (кофейни Flip).
«Michelin — это двигатель как ресторанного, так и туристического бизнеса. Гастротуризм в последние годы стал трендом во всем мире, и ради ужина в „мишленовском“ ресторане люди готовы покупать туры на другой конец света», — уверен Алексей Митяев, владелец рюмочной «По 50».
По словам собеседника «Ридуса», столица России таким образом существенно повысит свою туристическую привлекательность.
«Туристы, которые интересуются гастрономией, обязательно обратят внимание на Москву, — считает ресторатор Тахир Холикбердиев (Barbosco, Peqlo Barbecue). — И раньше они знали, что здесь здорово, теперь благодаря гиду они увидят, что в столице еще и очень вкусно. Особенно учитывая то, что за последние годы в Москве высоко поднялся уровень ресторанного бизнеса, открылось много новых достойных внимания мест».
Россия станет 33-й страной, где будет составляться гид Michelin.© pixabay.comСобственные гиды Michelin есть у многих стран: Франции, Австрии, Италии, Германии, Испании, Швейцарии, Великобритании и США. Существуют и отдельные издания для разных городов — например, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско.
Россия станет 33-й страной, где будет составляться гид Michelin, и Москва это заслужила: рестораны столицы регулярно входят в число лучших в мировых рейтингах, в том числе в The World’s 50 Best Restaurants.
«Понятно, что цели привлечения Michelin будут отработаны максимально, мы умеем сосредоточиться на рейтингах всей страной», — говорит в беседе с «Ридусом» ресторатор Галина Дувинг (Jobs, Easy Jobs, Osteria Numero Uno, Osteria bianca). По её мнению, нужно добиваться, чтобы рейтинг появился в других российских городах, где уже давно работает много достойных заведений, заслуживающих мирового признания.
Ресторан La Degustation Boheme Bourgeoise в Праге со звездой ресторанного гида Мишлен.© Zuma/ТАСССтоит отметить, что данные статистики вполне подтверждают сказанное: за последние годы количество предприятий питания в Москве выросло более чем в два раза — еще в 2009 году их было меньше шести тысяч, а сейчас в российской столице насчитывается свыше 13 тысяч кафе, ресторанов и закусочных на более чем 500 тысяч посадочных мест.
Ресторатор Андрей Заморуев (Stories) считает, что на фоне ситуации в ресторанном бизнесе, сложившейся в результате введения антиковидных ограничительных мер, это событие видится еще грандиознее.
«Для индустрии сегодня праздник — просто вернуться к обычному рабочему режиму, что уж тут говорить о перспективе заполучить вереницу туристов, готовых оставлять немалые суммы за гастрономические приключения в России», — уверен ресторатор.
История гида
В 1900 году братья Андре и Эдуард Мишлены — основатели компании по производству шин — для рекламы своей продукции стали издавать бесплатный путеводитель по Франции.
В первый гид вошли самые разные места: от заправок, где дешевле бензин, до отелей, баров и придорожных закусочных. Оценки ставили путешественники и местные жители. Издание имело успех. Но однажды Анри Мишлен увидел, как его книжкой подпирают верстак в гараже. С тех пор он стал продавать свое издание за семь франков.
Со временем Мишлены поняли, что рекомендации о гастрономических заведениях пользуются у читателей самым большим интересом, и в 1920 году вышла новая версия справочника, где рассказывалось только о ресторанах и барах.
Гвендаль Пулленек, глава Le Guide Michelin. 2021 год.AP/ТАССТогда же Андре и Эдуард решили сделать свой рейтинг еще более беспристрастным и наняли тайных посетителей для оценки заведений. Сначала, в 1926 году, присуждали одну звездочку, а через десять лет разработали шкалу от нуля до трех звезд, которая действует до сих пор.
В 1955-м появилась еще одна номинация — «Биб Гурман», которая дается за исключительно хорошую еду по умеренным ценам.
В 2016 году для демократичных заведений учредили новую награду — тарелку. К примеру, вагончики со стритфудом, где продают вкусную еду с уникальной подачей, также должны, по мнению организаторов, поощряться, как когда-то в первых изданиях отмечали придорожные закусочные.
В прошлом году в классификации произошли последние изменения — самым экологичным ресторанам и барам стали присуждать зеленую звезду. Награду вручают за мастерство в ресурсосберегающей гастрономии — максимальное использование местных продуктов и сокращение пищевых отходов.