Герой многочисленных анекдотов, поручик Ржевский, вполне реальный персонаж.
Род Ржевских — смоленская ветка Рюриковичей, которые в старину были удельными князьями города Ржева. То есть, в принципе, они даже права на престол Российской империи имеют при определенном раскладе.
Юрий Ржевский был прадедом самого Пушкина и другом Петра Первого. Впрочем, с негативной стороны он был известен мздоимством и жестокими расправами над староверами по поручению того же Петра. Поручик Павел Ржевский был героем войны 1812 года, поучаствовавшим во всех сражениях от Аустерлица до Бородина и дошедший до Парижа.
А вот прототипом для анекдотов, скорее всего, стал Сергей Ржевский, живший в середине XIX века. Он был для высшего света чем-то вроде Шнура или Паука своего времени.
В юнкерском училище и гвардейском полку больше времени провел на гауптвахте за свои проказы и был везде отчислен. Будучи ярым ватником, троллил франкофонное дворянство тем, что, когда к нему собратья по классу обращались по-французски, отвечал им исключительно на русском.
Самой известной его выходкой стал костюм на званый бал. Среди расфуфыренной толпы аристократов в венецианских масках Ржевский появился в картонном костюме русской печки.
Под картонкой он был совершенно голым. На затопе и отдушине печи красовались надписи: «Не открывайте печку, там угар». Дамы и кавалеры, кто рисковали их приоткрыть, видели либо гениталии, либо ягодицы Ржевского.
На склоне лет он, правда, успокоился и стал знаменитым на всю империю садоводом.