Кино Культура

Посещаемость кинотеатров в России упала до трёхлетнего минимума

0 2332

В I квартале 2025 года российские кинотеатры зафиксировали рекордно низкую посещаемость за последние три года. Об этом стало известно из анализа данных Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Фонда кино, проведённого РБК. С января по март в кино побывало 39,3 миллиона зрителей. Обычно данный период является самым посещаемым благодаря новогодним каникулам и выходу фильмов с высоким потенциалом по сборам. Рекорд по количеству проданных билетов за I квартал установлен в 2017 году, когда зарегистрировано почти 65 миллионов зрителей.

Три года назад зафиксирован абсолютный минимум по числу зрителей с начала официальных измерений в 2014 году. В I квартале 2022 года из-за начала специальной военной операции на Украине и массовой отмены голливудских премьер в России кинотеатры посетило лишь 34,2 миллиона человек. Тем не менее результаты 2025 года превзошли показатели 2022 года, но оказались ниже уровня 2021 года, когда во многих регионах действовали ковидные ограничения.

Хотя количество посетителей кинотеатров продолжает снижаться, их выручка демонстрирует противоположную динамику. По итогам первых трёх месяцев 2025 года кинотеатры заработали 17,3 миллиарда рублей, что стало вторым показателем в истории наблюдений. Максимальные доходы получены в аналогичный период 2024 года, когда заработок составил 18,4 миллиарда рублей при посещаемости 50,4 миллиона человек. Увеличение выручки происходит благодаря росту средней цены билета до 438,8 рубля. Годом ранее средняя стоимость похода в кино составляла 365,1 рубля, что на 17% меньше текущего значения. В начале данных ЕАИС в 2014 году билет стоил 260 рублей.

Финансовая отчётность киносетей за 2024 год показывает рост выручки. Крупнейшей по доходам остаётся сеть «Формула кино» и «Синема Парк», заработавшая через основное юридическое лицо 7,5 миллиардов рублей, что на 12,6% больше результатов 2023 года. При этом чистая прибыль снизилась более чем вчетверо, до 424,3 миллиона рублей. Второе юридическое лицо сети увеличило выручку до 1,8 миллиарда рублей, снизив убыток втрое.

Сеть «Киномакс» увеличила доход на 28,1%, достигнув 5,1 миллиарда рублей, и завершила прошлый год с чистой прибылью 15,4 миллиона рублей против убытка в 751,3 миллиона рублей годом ранее.

Управляющая кинотеатрами сеть «КАРО» зафиксировала рост выручки почти до 4 миллиардов рублей, хотя чистый убыток увеличился на 7,5% и составил 179 миллионов рублей.

Основные причины снижения посещаемости кинозалов связываются с нестабильностью прокатного расписания и ростом конкуренции с другими видами досуга. По словам главы компании «Синема Парк», основными проблемами являются несбалансированность фильмов по жанрам и недостаточное финансирование маркетинга.

Другое мнение высказал эксперт кинобизнеса Павел Поникаровский, который отметил недостаточное количество качественных кинолент для взрослой аудитории в зимние праздники, что привело к снижению посещаемости.

Главный редактор портала «Кино-Театр.ру» Жан Просянов добавил, что зрители всё чаще предпочитают домашний просмотр. По его мнению, падение интереса к кино связано с исчезновением с российского рынка голливудских студий и их маркетинговых тактик.

Министерство культуры РФ не дало комментариев о причинах снижения посещаемости кинотеатров. При этом в ведомстве отметили, что политика ценообразования зависит от кинотеатров.

Прогнозы на оставшуюся часть 2025 года противоречивы. Несмотря на пессимистичные оценки по количеству запланированных релизов, некоторые специалисты ожидают повышения посещаемости с выходом сильных премьер. Оптимизм связан с фильмами «Кракен» и «В списках не значился», выходом картины из франшизы «Джон Уик». По мнению других аналитиков, текущих проектов недостаточно для стабилизации отрасли.