Новые масштабные импортные пошлины президента Соединённых Штатов Дональда Трампа вступили в силу в четверг. После месяцев хаотичных угроз и отмен повышение ставок практически для всех торговых партнёров Америки началось сразу после полуночи в Нью-Йорке.
Трамп подписал директиву неделю назад, но ему пришлось дать время Таможенно-пограничной службе США для внесения необходимых изменений в сбор пошлин.
Мир вступает в новую экономическую эпоху. Пока неясно, какой она будет.
Заплатят все
По оценкам Bloomberg Economics, в совокупности действия Трампа приведут к повышению средней ставки таможенных пошлин в США до 15,2%, что значительно превышает прошлогодние 2,3% и является самым высоким показателем со времён Второй мировой войны.
После серии бурных переговоров Европейский союз, Япония и Южная Корея согласились на тарифы в 15% на свою продукцию, включая ключевые экспортные товары вроде автомобилей, которые в противном случае облагались бы сбором в размере 25%. Другим странам просто установлены ставки от 10% до значительно более высоких показателей.
Отчаянные попытки некоторых государств добиться более выгодных условий провалились. Президент Швейцарии покинул Вашингтон в среду, не добившись снижения пошлины в 39%.
Трамп удвоил пошлины на индийские товары до 50% в качестве наказания за покупку российской нефти.
Переговоры о повышении пошлин на товары трёх крупнейших торговых партнёров США (Мексики, Канады и Китая) ведутся отдельно.
Трамп пообещал вскоре ввести пошлины на товары критически важных отраслей, включая фармацевтику и полупроводники.
Что дальше — светлая эра или трудные времена?
Ближайшие месяцы станут проверкой прогнозов Трампа и его критиков. Очевидно, что новый тарифный режим вызовет радикальные изменения в экономике США.
Трамп пообещал, что повышение пошлин сократит торговый дефицит и подтолкнёт компании к возвращению производства в США. Его критики утверждают, что такие действия могут привести к выходу инфляции из-под контроля и дефициту товаров на полках магазинов.
Ничего из этого пока не произошло. Но последние экономические данные указывают, что после введения пошлин американцев ждут потенциальные проблемы.
Данные по занятости за июль продемонстрировали самый резкий пересмотр в сторону понижения прогнозов её роста в США со времён пандемии COVID-19. Экономика страны замедлилась в первой половине года, поскольку потребители сократили расходы, а компании адаптировались к изменению торговой политики. Безработица остаётся низкой, а цены не растут, поскольку компании пока покрывают большую часть расходов. Однако некоторые эксперты утверждают, что в конечном итоге расплачиваться придётся потребителям и предприятиям.
«Есть признаки того, что не за горами трудные времена. Многие компании накапливали запасы ещё до введения пошлин», — сказала Bloomberg вице-президент Института политики азиатского общества и бывший представитель США на торговых переговорах Венди Катлер. Эксперт утверждает, что «рост цен практически неизбежен», поскольку компании вряд ли смогут поддерживать низкую рентабельность в долгосрочной перспективе.
Рынки готовятся к откату
Тарифы Трампа вызвали смятение в мировой экономике с тех пор, как он их объявил, а затем приостановил в апреле. Данные действия положили начало многомесячным напряжённым переговорам с торговыми партнёрами. Неопределённость породила беспокойство среди компаний по поводу сбоев в цепочках поставок и роста издержек.
Теперь экономики разных стран смирились, что высокие пошлины останутся с ними. Многие пообещали инвестировать в США миллиарды долларов, чтобы умиротворить Трампа и добиться соглашений о снижении ставок.
Тем не менее важнейшие детали планов Трампа ещё предстоит проработать. Скидки на автомобильные пошлины для ЕС, Японии и Южной Кореи ещё не закреплены. До этого момента автомобили будут облагаться более высокой пошлиной. Подробности инвестиционных обязательств и изменения политики доступа на рынок для американских товаров, которые могут способствовать сокращению торгового дефицита, пока не объявлены.
Аналитики ведущих компаний Уолл-стрит предупредили клиентов о необходимости готовиться к откату. В понедельник Morgan Stanley, Deutsche Bank и Evercore ISI предупредили, что индекс S&P 500 в ближайшие недели и месяцы ожидает падение. Предостережение появилось на фоне растущих опасений по поводу экономики США после того, как данные на прошлой неделе показали рост инфляции, замедление роста занятости и потребительских расходов.
Стоимость жизни стала определяющим вопросом на прошлогодних выборах. Поэтому текущие опросы отражают недовольство политикой Трампа. Недавний опрос Fox News показывает, что 62% избирателей не одобряют тарифное безумие Трампа, в то время как 58% выступают против его законопроекта о налогах и расходах. При этом 55% недовольны его общей политикой в экономике.
Надежды и сомнения
Остаются вопросы о жизнеспособности программы Трампа, поскольку применение им чрезвычайных полномочий для введения тарифов на уровне отдельных стран оспаривается в судах. Американский лидер полагается на юридически более обоснованные полномочия для введения тарифов на отдельные отрасли, такие как автомобилестроение и металлургия.
Трамп настаивает, что его шаги откроют новый золотой век экономики. Президент США отвергает цифры, которые не соответствуют его интерпретации. Трамп уволил главу статистического агентства, опубликовавшего последние данные о занятости.
Ранее Трамп хвастался увеличением доходов от таможенных пошлин. Американский лидер предположил, что данное обстоятельство может привести к выплате некоторым американцам чеков на возврат налогов. Сведения Министерства финансов США показывают, что таможенные пошлины за девять месяцев до июня выросли до рекордных 113 миллиардов долларов.
Пока неясно, насколько президент США продвинулся в достижении ещё одной из заявленных целей тарифной программы — возвращении производства в Америку. Он и его советники утверждают, что тарифы приведут к резкому росту рабочих мест в обрабатывающей промышленности.
Профессор Школы бизнеса Макдоноу при Джорджтаунском университете Брэд Дженсен заявил, что одновременно увеличивать доходы от пошлин и создавать рабочие места сложно. Если внутреннее производство поднимется, то доходов от пошлин не будет, потому что импорт товаров сократится. Так пояснил Дженсен.