Экономика

Последоватили Столыпина скорректировали рецепт спасения России

3 1254

Институт экономики роста им. П.А. Столыпина представил итоговый вариант «Стратегии роста». По замыслу идеологов программы, ее выполнение позволит, как минимум, удвоить российский ВВП к 2035 году, а при благоприятных условиях и утроить. Бездействие же, напротив, сделает Россию бедной страной второго или даже третьего эшелона. При этом потенциал экономического развития России по-прежнему большой, уверены эксперты, работавшие над стратегией.

Уже сегодня один процент роста ВВП по паритету покупательной способности в Китае соответствует $197 млрд, а в России – всего $37 млрд, поэтому 1% роста в КНР равен 5,3% роста в России. При инерционном сценарии развития к 2035 году РФ вырастет в 1,5 раза, тогда как весь мир – в 4 раза (к уровню 1990 года). Чтобы сократить отставание, российская экономика в ближайшие 20 лет должна расти темпами не менее 5% в год, рассчитали авторы документа. По их мнению, высокие темпы роста – это главное условие модернизации страны и повышения благосостояния ее населения.

Основной идеологический посыл остался неизменным: главной задачей новой экономической политики государства «столыпинцы» видят переход от макроэкономической стабилизации к стабильному росту. Главным инструментом этого роста должна стать предпринимательская инициатива и конкуренция всех форм собственности, а главным приоритетом – частное производство.

Прежняя политика была эффективна при высоких ценах на нефть, но сегодня они упали, и возникла необходимость поддержания государственных доходов за счет новых источников, поясняют авторы программы. «Мы должны рисковать, должны бежать, а не пытаться твердо стоять на месте», — говорил ранее ее основной идеолог, федеральный уполномоченный по делам предпринимателей Борис Титов.

«Стратегия роста» призывает также отказаться от таргетирования инфляции, как единственного целевого показателя, на который сегодня ориентируется правительство и ЦБ в своей экономической политике. Текущий федеральный бюджет – это бюджет стаганции, он предполагает сокращение расходов на статьи, стимулирующие экономический рост, что снизит потенциальный ВВП на 2,8%, считают специалисты института им. Столыпина. 

Чтобы перейти от стагнации экономики к росту, необходимо уже в 2017 году принять ключевые решения и закрепить их в основных стратегических документах, говорится в стратегии. В первоначальном варианте программы таких системных решений было десять, в промежуточном – пятнадцать, в окончательной версии осталось тринадцать. Как пояснил Титов, выбраны самые важные направления. В их числе переход к умеренно-мягкой денежно-кредитной политике (количественное смягчение по-русски), обеспечение недорогих долгосрочных кредитов, снижение тарифов на услуги монополий, реформы в области налогообложения, судов, уголовного законодательства, кардинальное снижение административного давления на бизнес и повышение уровня и качества жизни.

«Стратегия роста» предлагает сделать ключевыми ориентирами монетарной политики, наряду с инфляцией, ВВП, количество высокопроизводительных рабочих мест и курс рубля (он должен быть стабильным и умеренно низким). Авторы программы настаивают на том, что ЦБ должен снизить ключевую ставку до уровня «инфляция +2%», а для самого роста цен установить целевой показатель, «не сдерживающий экономический рост». По словам Титова, на первоначальном этапе это может быть 7–8%, но по мере роста экономики инфляция естественным путем должна снизиться до 4–5%.

Предлагается также 50% от дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета направлять на стимулирование экономического роста и повышение качества жизни населения, а вторую половину – в ФНБ и Резервный фонд. Кроме того, необходимо в 2017-2019 гг. сохранить на уровне 2016 года расходы на экономику, образование, здравоохранение и социальную политику.

Среди других первоочередных мер, которые предлагают авторы «Стратегии роста», программа жилищной ипотеки под 5% годовых на сумму 150 млрд рублей, субсидии социально незащищенным категориям граждан на покупку отечественных продуктов питания и лекарств на сумму 170 млрд, продолжение программы по стимулированию покупки автомобилей, сельскохозяйственной техники и других промтоваров российского производства на сумму не менее 200 млрд рублей.

Тарифы инфраструктурных монополий они считают необходимым зафиксировать до 2019 года на уровне года текущего, а также провести оценку эффективности существующей практики ценообразования и предложить план по изменению (включая снижение) тарифов, за счет сокращения издержек.

Большой пакет мер касается налогов. На первом этапе эксперты института им Столыпина предлагают снизить налоговую нагрузку на новые и динамично развивающиеся производства, и ввести для них налоговые каникулы и льготы на пять лет. А начиная с 2020 года снизить прямые налоги на производство за счет увеличения косвенных налогов на потребление и налогов на природную ренту. В целом налоговая нагрузка не должна превышать 35% от прибыли компании, полагают авторы стратегии, тогда как сейчас этот показатель, согласно данным PwC, составляет 47,4%.

Финансовые ресурсы, необходимые для запуска программы, по мнению «столыпинцев» можно взять в нескольких источниках. ЦБ может обеспечить кредитование экономики на 1,5 млрд рублей. Еще 1 млрд можно занять у населения, например, через облигации. Авторы программы также считают возможным увеличить потолок государственного долга до 30-35% ВВП.

Прежде всего в возможность роста должны поверить сами экономические и денежные власти, они должны перестать переоценивать риски собственной страны и научится доверять бизнесу и гражданам, резюмируют идеологи «Стратегии роста».