Экономика

Построят ли РЖД в России новый ГУЛАГ

1 5750

Российские власти в лице Минтранса и РЖД в очередной раз пытаются реанимировать идею использования труда заключенных на «стройках века». Однако, как считают эксперты, воплощение этих планов может обернуться не только низким качеством работы, но серьезными международными проблемами.

Как стало известно изданию «КоммерсантЪ», пытаясь найти замену трудовым мигрантам, въезд которых стал невозможен из-за коронавирусных ограничений, правительство обсуждает возможность привлечения к строительству инфраструктурных объектов БАМа и Транссиба осужденных.

Свежая идея

 Работа заключенных в Озерлаге, 1950-й год.

Работа заключенных в Озерлаге, 1950-й год.

© Фотохроника ТАСС

Тема использования труда «зэков» обсуждалась на совещании у вице-премьера Марата Хуснуллина. Сообщается, что по его итогам Минтрансу, ФСИН и ОАО РЖД поручено проработать вопрос и обсудить «создание инфраструктуры для их размещения». Этот эвфемизм скрывает за собой строительство лагерей вдоль трассы стройки.

Это не первая попытка ФСИН и РЖД возродить практики времен сталинского СССР. Так в 2017 УФСИН Татарстана и РЖД обсуждали вопрос использования труда осужденных на строительстве высокоскоростной магистрали Москва — Казань. В апреле 2016 г. Госсовет Коми внес в Госдуму законопроект о создании колоний-поселений при крупнейших предприятиях региона. Соответствующий закон был принят в 2019 году.

Как считают эксперты, несмотря на то, что ст. 103 уголовно-исполнительного кодекса предусматривает возможность участия лиц, отбывающих наказание, в работах как в исправительном учреждении, так и за его пределами, использования труда заключенных на таких масштабных проектах невозможно без серьезного изменения законодательства.

Очевидной проблемой может стать перевод заключенных в планирующиеся «объекты инфраструктуры для их размещения». В прошлом году Дума приняла закон, согласно которому осужденные направляются отбывать наказание в пределах субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В иной, но наиболее близкий регион их могут направить при невозможности размещения или в случае отсутствия учреждения ФСИН в регионе. Тогда же законодатели ввели норму, позволяющую единократный перевод осужденного к принудительным работам в исправительное учреждение в субъект РФ, в котором проживает один из его близких родственников.

ГУЛАГ 2.0?

Заключенные ГУЛАГа, 1929 год.

Заключенные ГУЛАГа, 1929 год.

© Репродукция Фотохроники ТАСС

Очевидно, что такого количества родных вдоль трассы БАМ или Транссиб у зэков вряд ли найдется.

Историк советских органов госбезопасности Никита Петров отметил в разговоре с «Ридусом», что идея возрождения элементов ГУЛАГ чревата существенными затратами при совсем не гарантированных результатах:

Труд заключенных никогда не бывает производительным. Этот урок мы уже выучили на примере ГУЛАГ. Но самое главное — для реализации этих планов придется придумывать целую систему стимулов: система зачета рабочих дней в счет срока, практику расконвоирования, вносить серьезные изменеия в уголовно-исполнительный закон. Ведь иначе невозможно найти никаких стимулов для тех, кого они будут пытаться уговорить ехать на стройку.

В целом же историк охарактеризовал предложение как серьезную заявку на возрождение системы ГУЛАГ и ломку общественных отношений в современной России.

Уже сам разговор на эту тему — пример сползания в тоталитарные практики. Та же самая история со звучавшими недавно предложениями использовать труд заключенных на очистке Арктики. Совершенно неважно, будут ли они строить дороги, крупные предприятия или собирать мусор на бескрайних просторах тундры. Все это будет принудительным трудом, а это преступление против норм человечности. Даже в хрущевско-брежневские времена от этих практик уходили, сводя к каким-то мелким производствам в колониях.

Кстати, помимо гуманистической стороны вопроса, есть и вполне практическая. Использование заключенных на БАМ в XXI веке, может обернуться для России и РЖД международными санкциями, подобно тому, как в 1931 г. США ввели эмбарго на импорт советских пиломатериалов из-за использования рабского труда.

Как уверен Никита Петров, возвращение к по сути своей рабовладельческому принципу подневольного труда неизбежно обернется для России исключением из целого ряда международных организаций: «Из той же Международной организации труда и многих других Россию просто нужно будет выгонять!».