Наука и техника

«Потемкинские деревни» российского вертолетостроения

1 16972

В России всегда любили все красивое: природу, дома, женщин, самолеты поезда и пароходы. Даже самая большая площадь в Москве называется Красной или красивой.

Однако в погоне за красотой в России частенько прибегали не к чему-то по-настоящему красивому, а лишь к его суррогату, а по существу… к обычной показухе.

К чему все это сказано? А к тому, что излишняя тяга к показухе, может оказаться для кого-то фатальной, причем, не только в цивилизованных «европах», но даже и в видавшей и не такое России.

События уходящего года стали тому прекрасным подтверждением. Напомним, что месяц назад, 30 ноября акционеры холдинга «Вертолеты России» досрочно прекратили полномочия генерального директора компании Андрея Богинского.

Почему это произошло, причем тут показуха, а главное — почему этот эпизод из не самой публичной «вертолетной жизни» РФ стал темой для данной статьи? Давайте разбираться…

Все хорошо, прекрасная маркиза… особенно на бумаге

8 ноября этого года глава холдинга «Вертолеты России» (ВР) Андрей Богинский встретился с президентом России Владимиром Путиным и с гордостью заявил, что холдинг до 2025 года произведет более 1100 вертолетов. Какие же это будут винтокрылые машины? В, основном, модернизированные и проекты на бумаге.

Это, отметил Богинский, вертолет Ми-171А3. Его особенность в том, что это — специальный вертолет, который создается для полетов над водными поверхностями, на морские буровые платформы. Это глубокая модернизация Ми-171, который, в свою очередь, является модификацией вертолёта Ми-8АМТ. А последний производится уже более 30 лет! Что будет с Ми-171А3, неизвестно, поскольку он в 2021 году проходит только испытания.

Глава ВР рассказал также о проекте разработки тяжелого вертолета AC332 AH с Китаем. Переговоры начались 13 лет назад, а воз и ныне там, хотя в 2016 году в ходе визита Путина в Пекин было подписано межправсоглашение.

Вертолет Ми-171Вертолет Ми-171© Ольга Соколова/Ridus

25 июня 2021 года был подписан контракт, но Россия, как мелкий подрядчик, будет разрабатывать только часть агрегатов: трансмиссию, рулевой винт и противообледенительную систему. Предварительные ТТХ нового вертолета выглядят так: макс. взлетная масса — 38,2 тонны, грузоподъемность составит внутри фюзеляжа — 10 тонн, на внешней подвеске — 15 тонн. Практический потолок — 5,7 км, дальность — 630 км, скорость — 300 км/час.

Сегодня проект находится в ранней стадии. Был согласован только технический облик вертолета, а его макет был представлен впервые на China Helicopter Expo в Тяньцзине в 2015 г.

Новый вертолет будет близок по характеристикам к Ми-26. Но в России для этого вертолета нет большого рынка. Поэтому право продажи за рубеж предоставлено только Китаю, Россия же опять останется с носом!

Третий проект, о котором заявил Богинский, это непонятный соосный однодвигательный вертолет. По его словам, этот проект был начат еще в 2016 году, сейчас Россия находимся на этапе изготовления первого летного прототипа и создания стендовой базы для проведения наземных и летных испытаний.

Эти работы выполняются на российском дочернем предприятии в Европе, в Италии, как заявил Богинский, «с целью того, чтобы потом его сертифицировать и выйти на те рынки, которые имеют, скажем так, продукцию с сертификатом EASA (Европейского агентства по безопасности полетов) и FAA (Федерального управления гражданской авиации США), которые, к сожалению, пока имеют большие преференции, чем наши.

Дадут ли этот сертификат нашему вертолету, также не понятно. Если нет, то он никому не будет нужен. Аналогов в мире по весу, скорости, грузоподъемности хватает.

Богинский также представил Путину проект вертолета для города, аж… на электрической тяге! По словам главы ВР потребность в таких вертолетах — более 15 тысяч машин. Глава компании отметил, этот проект сопряжен с растущими требованиями по снижению уровня шума и сокращению вредных выбросов. В случае отказа двигателя вертолет может до пяти минут находиться в воздухе и экипаж может подобрать площадку с воздуха для аварийной посадки. После 2030 года он станет, скорее всего, серьезной реальностью.

Однако Богинский не сказал о том, что для этого вертолета нет и в ближайшем времени не будет мощного электродвигателя, способного поднять такую машину в воздух, не решена проблема утилизации аккумуляторов и многое другое, необходимое для безопасной и надежной эксплуатации электровертолета.

Дубайская провал

На выставке Dubai Airshow 2021 были продемонстрированы сразу шесть натурных образцов вертолетной техники. Впервые были показаны ударные вертолеты Ми-28НЭ и Ка-52, многоцелевая машина Ми-171А2 и легкий вертолет Ка-226Т «Альпинист». Чем же они так интересны? Наверное, тем, что были произведены в прошлом столетии и являются не новыми вертолетами, а глубоко модернизированными машинами!

В ВР тоже подвели итоги своей работы на дубайском авиасалоне. И они, несмотря на шумиху, поднятую отечественными средствами массовой информации, не блещут сенсациями. Сам глава ВР не подтвердил подписание контракта на десяток военных вертолётов.

Подписано соглашение о намерениях о поставке четырех «Ансатов» и одной гражданской версии Ми-17−1 В в интересах полиции эмирата Рас-эль-Хайма. Но этот вертолет не сертифицирован в ОАЭ. Есть твердый контракт на поставку двух вертолетов Ми-171А2 Перу. Ни один Aurus («Ансат» в бизнес-компоновке) не был продан со времён прошлого МАКС-2019.

Вертолет "Ансат"Вертолет «Ансат"© Ольга Соколова/Ridus

Проект ВР поставки Индии модернизированных Ка-226Т находится в подвешенном состоянии, так ни одного такого вертолета холдинг еще не поставил. Сертификация БАС-200 (вертолётный беспилотник) ожидается в недалеком будущем. Она будет первым «блином» и для «Вертолётов России», и для наших сертифицирующих органов. Хорошо, если этот блин не станет комом.

Было подписано соглашение о намерениях поставки четырех «Ансатов» и одной гражданской версии Ми-17−1 В в интересах полиции эмирата Рас-эль-Хайма. Но этот вертолет не сертифицирован в ОАЭ. И когда будет сертификация, непонятно.

В общем ВР не показала весомых результатов, однако руководители холдинга не видят в этом своей вины! В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда.

Чёрная метка

Давным давно, Надежда Миль, дочь авиаконструктора Михаила Миля, в беседе с автором статьи заявила, что отечественному вертолетостроению была выдана черная метка. Она имела в виду черный круг эмблемы ВР, размещенный на офисном здании холдинга в Томилино.

Многолетнее продление эксплуатации имеющихся вертолетов при весьма умеренных затратах по сравнению с закупками новых изделий, позволяет осуществить модернизация уже имеющихся машин. В ряде случаев модернизация может продлить жизнь военному вертолету на двадцать, а то и тридцать лет.

Вот почему многие небогатые государства (например, Иордания, Аргентина, Филиппины) вместо приобретения новой вертолетной техники ищут возможности модернизировать имеющиеся у них машины путем принятия комплексных мер по их совершенствованию.

Однако Россия пока великая авиационная держава и не самая бедная страна. Надо понимать, что на модернизации далеко не уедешь, надо идти вперед. Нашей стране нужны новые перспективные и гражданские, и военные вертолеты.

Но, наверное, это только мечты. Госфинансирование программы развития авиационной промышленности РФ в 2022 может снизиться на 44% и составить 42,3 млрд. рублей. В 2023 году эту цифру планируется еще снизить до 38,9 млрд. рублей, в 2024 году финансирование несколько повысится и должно составить 48,5 млрд. рублей. А если учесть, что финансирование новых авиационных разработок осуществляется государством, то не видать нам в будущем ни новых самолетов, ни вертолетов. А жаль!

Беда всех потемкинских деревень заключается в том, что они быстро разваливаются и все начинают искать виноватого. И всегда обычно находят. Весь вопрос как скоро и кто станет козлом отпущения?