Право

Потребуют ли регионы РФ прощения газовых долгов вслед за Чечней

7 66007

Пример Чечни, где власти списали населению долги за бытовой газ, оказался привлекательным для других регионов РФ.

В других регионах предлагают последовать этому примеру, ссылаясь на рост «социальной напряженности» из-за этих долгов.

Что позволено Юпитеру

Решение чеченского суда создало прецедент: если списать долги можно в одном регионе, то почему-то же самое нельзя сделать всем остальным? Где записано, что Чеченская республика равнее, скажем, республики Мордовской?

Первыми с предложениями «изучить чеченский опыт» выступили Смоленская, Самарская Курская и Астраханская область, Башкортостан и Чувашия (точнее, депутаты от этих регионов) — но не исключено, что сейчас начнется эффект домино.

Решение, принятое в Чечне, весьма неоднозначно по возможным последствиям для экономического единства Российской Федерации, предполагает завкафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов.

С одной стороны, причины, вызывавшие массовую задолженность населения Чечни перед Газпромом, хорошо известны, и таких причин ни в одном другом регионе РФ нет — поэтому у других регионов нет оснований требовать списания долгов лишь потому, что это сделали в Чеченской республике. Но, с другой стороны, решения по списанию долгов не могут отличаться от региона к региону — это подвергает опасности экономическую целостность Федерации, — сказал он «Ридусу».

Спор между властями Чечни и компанией «Газпром» — это лишь частный случай более широкой проблемы, которая постоянно витает в отношениях между федеральным центром и регионами.

Одна группа регионов постоянно атакует федеральный центр с требованиями «войти в их положение», предъявляя в качестве аргументов бедственную экономическую ситуацию (в случае с Чечней — наследие «контртеррористической операции»). Другая группа жалуется, что заработанные трудовым потом доходы изымаются через трансферты. 

Всем регионам по серьгам

Федеральному центру приходится заниматься изощренным маневрированием, чтобы все сестры получили по серьгам.

Десятки регионов очень настойчиво требуют проведения «бюджетной амнистии» — прощения кредитов, которые они когда-то набрали на общую сумму свыше триллиона рублей. Это намного более серьезные требования, чем те, которые представила Чечня — там ведь судятся всего с одной компанией, пусть и государственной. Однако все эксперты по госфинансам согласны, что такая практика неприемлема — потому что она создает стимулы к набиранию новых кредитов без учета возможностей их вернуть, — говорит эксперт.

Он напоминает, что Чечня и ранее выступала с требованиями к федеральным властям — в лице Минфина РФ — настаивая на увеличении дотаций на 13 млрд рублей. В 2016 году в Грозном даже угрожали судиться с министерством, но затем вместо судебного решения было принято решение административно-политическое.

Однако сути это не меняет.

Федеральный центр постоянно ищет механизмы «мирного урегулирования» споров между различными по уровню социально-экономического развития регионами. Например, в РФ действует механизм, который позволяет высокодотационным регионам (в их числе не только Чечня, но и, например, Крым) сводить концы с концами.

Трудности бюджетного перевода

Но Климанов считает такой механизм «странным».

В России принята дифференциация регионов в части их бюджетных прав. Бюджетный Кодекс делит регионы на несколько групп, требования к каждой из которых отличаются в ту или иную сторону по жесткости, по обязательствам в исполнении бюджетов. Но это противоречит Конституции в части равенства прав и обязанностей субъектов Федерации. Опасность в том, что эта дифференциация негласно начинает перетекать в другие федеральные и отраслевые законы, что исподволь раздирает единое правовое поле Российской Федерации, — указывает он.

Такая «коррозия» превращает Российскую Федерацию в «матрешку» или в «слоеный пирог», в котором самые отсталые регионы теряют стимул к социально-экономическому развитию — потому что переход в более благополучную группу автоматически изымает у них права на получение межбюджетных переводов (трансфертов) и ужесточает требования к бюджетной дисциплине.

С другой стороны, списание долгов населению точно так же стимулирует граждан не платить за услуги ЖКХ — потому что если люди видят, что при достаточном упорстве и массовости долги будут списаны, то к чему тогда вообще платить? Вопрос лишь в том, что окажется прочнее — коса или камень.

Горевать и плакать откровенно

Над Россией в самом деле постоянно висит угроза дезинтеграции, соглашается профессор НИУ ВШЭ Андрей Заостровцев.

В составе России есть территории, которые являются ее частью только формально, но экономически, этнически и ментально никак в нее не интегрированы. В первую очередь это, кончено, Чечня. Но и ряд других регионов являются де-факто суверенными, пусть и не в столь откровенной форме. Они себя сами не считают частью России, и за их пределами их тоже не воспринимают как российские территории. Они остаются в составе РФ до той самой минуты, пока их жестко удерживают в составе федерации из Москвы, — сказал он ранее «Ридусу».

По его мнению, если центр «отпустит» вертикаль власти, то парад суверенитетов станет реальностью, как это случилось в СССР в начале 1990-х годов. Об этом в декабре предупреждал также и глава Счетной Палаты Алексей Кудрин.

Во вторник пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что у президента Путина пока нет готового рецепта, как действовать в данной ситуации, назвав тему списания долгов «чрезвычайно сложной».