В начале июля в газете «Коммерсантъ», а затем и в ряде других деловых изданий была опубликована информация о том, что на российском рынке распространения печатной продукции появился новый игрок. Сначала говорилось о том, что им стала британская розничная сеть WHSmith, которая насчитывает более 1600 торговых точек по продаже газет, журналов, книг и сопутствующих товаров как в самой Великобритании, так и в десятке стран Европы и Азии, в Австралии и на Ближнем Востоке. Магазины и киоски компании расположены в основном на железнодорожных и автовокзалах, автозаправочных станциях, в аэропортах, а её годовой оборот составляет 1,2 млрд. фунтов стерлингов. Однако вскоре выяснилось, что в России будет развиваться не сама WHSmith – директор по развитию британской компании в Европе Али Алиев передал франшизу компании «Цветной бульвар», которая является структурой азербайджанской PNN Group отца и сына Низами и Насиба Пириевых, причем под проект было специально создано ООО «Цветной базар медиа».
Стать подрядчиком по торговле прессой на российских железнодорожных вокзалах «Цветной бульвар» пригласила входящая в ОАО «РЖД» компания «Трансмаркет». Хотя основной бизнес Пириевых – нефтехимия и производство метанола на Каспии, группа PNN занимается открытием в Азербайджане и на Украине магазинов De Beers и Hamley’s, а также закусочных KFC. Теперь Пириевы хотят попробовать свои силы на российской земле в торговле прессой и книгами. Кстати, в прошлом году Пириевы хотели приобрести в Москве крупный торговый центр «Цветной», но сделка тогда не состоялась.
Как сообщила газета «Коммерсантъ», ссылаясь на совладельца «Цветного бульвара» Насиба Пириева, в России магазины WHSmith будут занимать по 40-100 кв. м, а объем предполагаемых инвестиций составит 30-50 тысяч рублей на 1 кв. м. Помимо прессы и книг в магазинах будут продаваться напитки, закуски, табак, одежда и другие товары. «Коммерсантъ» приводит также слова главы совета директоров «Трансмаркета» Зураба Мутиева, заявившего, что первый магазин WHSmith будет открыт в Москве на Павелецком вокзале уже в конце июля, до конца года в столице и регионах появится еще 10 точек, а в перспективе предполагается обеспечить присутствие сети на всех российских железнодорожных вокзалах.
Во всей этой истории есть, по крайней мере, два интересных обстоятельства. Во-первых, что касается РЖД, то торговлей печатной продукцией здесь уже много лет и довольно успешно занимается аффилированное с железнодорожным монополистом АРП «Гудок». Именно «Гудок» в свое время получил эксклюзивное право организовывать торговлю прессой и книгами на всех ж/д вокзалах и станциях страны, в т.ч. на станциях пригородных поездов. Каким образом и почему было изменено это решение руководства ОАО «РЖД» – не сообщается.
Интересен и тот факт, что право на размещение магазинов по франшизе WHSmith фирма отца и сына Пириевых получила без всякого тендера или конкурса, что вызвало большое недоумение у действующих игроков рынка распространения периодики на вокзалах. Также, как и то, что открывать магазины WHSmith на российской железной дороге будет компания, не имеющая ни реального опыта работы в России вообще, ни абсолютно никакого опыта торговли прессой в частности.
Во-вторых, иностранные компании ранее уже пытались закрепиться на российском рынке дистрибуции прессы, но все эти попытки заканчивались неудачей, хотя предпринимались они в условиях бурно развивавшегося рынка. Так, французская Lagardère (владеет киосковыми сетями Relay, самым сильным брендом в Европе, а также киосками InMedio) после нескольких лет убыточной деятельности продала в 2008 году свои российские сети киосков и мини-маркетов прессы финской Sanoma, точнее, её дочернему предприятию Rautakirja, развивавшей торговую сеть под брендом «R-Kiosk». Не прошло и трёх лет, как Sanoma прекратила свой дистрибуторский бизнес в России с убытком 3,6 млн. евро. Также несколько лет тому назад программу развития магазинов прессы в России анонсировала крупнейшая в мире сеть магазинов периодической печати Hudson News (США), но дело ограничилось открытием одной экспериментальной торговой точки.
В настоящее время у азербайджанской компании нет ни одного действующего торгового объекта прессы ни в России, ни в какой-либо другой стране, но есть претензии на высокий темп развития сети WHSmith на РЖД. И надо полагать, что об успехе или неудаче нового предприятия станет известно уже в скором будущем.