Здоровье

Пожизненный понос и стома: эндокринолог Харлов объяснил опасность модного «Оземпика»

0 8220

В Сети активно обсуждают статью Daily Mail о том, что девушки, принимающие «Оземпик» для похудения, заработали себе паралич желудка, неспособность самостоятельно ходить в туалет и даже пожизненный понос. Гастроэнтеролог эндокринолог Никита Харлов рассказал, чем опасен хитовый препарат.

У людей, которые принимают препарат на основе семаглутида не по показаниям, увеличивается риск заражения кишечника: он может быть колонизирован хронической, острой инфекцией. И чем острее она будет, чем сильнее будет иммунный ответ на заражение, тем сильнее будет воспаление, предупредил собеседник «Ридуса».

Сопутствующие на данном этапе недуги — это болезнь Крона, при которой может быть поражен любой отдел желудочно-кишечного тракта, и язвенный колит, чаще всего проявляющийся кровянистой диареей.

«В итоге, если медицина не может найти выход из сложившейся ситуации, то проводится операция, человеку удаляют часть кишечника. Кишечник становится короче, кал не успевает формироваться так, как раньше, из-за чего он будет покидать кишку более жидким. Это называется синдромом укороченного кишечника, он может длиться от полугода до двух лет», — пояснил Харлов.

И если пожизненного поноса недостаточно, то есть и более скверные последствия приема «Оземпика». «Придется выводить культю кишечника на живот, это называется стома. Человек будет испражняться уже в пакетик, который привязан снаружи», — отметил врач.

Изначально «Оземпик» предназначался для лечения диабета второго типа. После серии громких заявлений от мировых знаменитостей о том, что «Озмепик» помог им избавиться от лишнего веса, он стал настоящей сенсацией. Однако о серьезных побочных эффектах «Оземпика» заговорили только сейчас.

Гастроэнтеролог Харлов пояснил, что у пациентов, принимающих препараты на основе семаглутида, наблюдаются три основные проблемы, которые могут привести к описанным в резонансной статье побочным эффектам.

«Прием препарата дает раннее чувство сытости, вплоть до ощущения легкой тошноты. Это одна из причин, почему люди начинают меньше есть. У кого-то это может доходить аж до рвоты, но это крайний случай, при котором прием препарата необходимо останавливать», — пояснил Харлов.

Вслед за ранним чувством наполнения желудка фиксируется следующий процесс: препарат замедляет естественное желудочное опорожнение.

«Препарат может настолько замедлить этот процесс, что желудок может в принципе встать. Это гастропарез, паралич желудка, когда он совсем не может проталкивать пищу в кишечник. Такое событие также наблюдается при неврологических заболеваниях, при далеко зашедшем сахарном диабете, особенно второго типа. При этом человек еду в желудок поставляет, но она дальше не идет».

Это чревато серьезными проблемами, настаивает гастроэнтеролог: «Так как пища в желудке задерживается, она начинает ферментироваться и бродить, причем не только под действием нашей пищеварительной среды, но и под действием тех бактерий, которые были вместе с этой пищей съедены. Антисептические свойства этой среды снижаются, больше бактерий сохраняется. Основные ферменты, которые участвуют в усвоении пищи, все еще находятся впереди, в кишечнике, куда пища не доходит».

«У человека в животе формируется компостная яма с процессами брожения и гниения. Это очень опасная ситуация: можно получить интоксикацию, острую кишечную инфекцию и так далее. В лучшем случае все обойдется рвотой — желудок будет себя спасать».

Запустившийся вредный процесс продолжается, когда бактерии проталкиваются на следующий этап, продолжает эксперт. «Сперва это, вероятно, приведет к заражению кишечника. А дальше бактерии будут заселять последующие „этажи“ организма — от тонкой кишки к толстой».

Наконец, третья проблема приема препарата — это запор. По словам гастроэнтеролога, это крайне опасный фактор риска.

«При запорах будет меньше освобождения от всех этих бактерий, токсинов и метаболитов. Получается, что все, что ниже пищевода, замедляется. Это отличные условия для дальнейшего развития бактерий. Чем выше скорость кишечного перистальсиса, тем меньше шанс, что хроническая инфекция закрепится».

В дальнейшем при приеме «Оземпика» не по показаниям можно ожидать еще больше «сюрпризов», продолжил эксперт.

«Этот препарат все еще молодой: в сумме набралось менее 20 лет практики. Этого недостаточно, чтобы брать и применять препарат направо и налево, в домашнем пользовании и самолечении. Это вам не аспирин, который за более сотни лет был вдоль и поперек исследован. Всем новым „хитам“ фармакологической индустрии необходимо выждать как минимум 20 лет. И не забывайте, что самолечение вообще не приветствуется, всегда нужно консультироваться со своим лечащим врачом», — резюмировал доктор Харлов.