Нежелание Берлина одобрить реэкспорт танков подрывает доверие к оборонному сектору страны, вызывая предупреждения со стороны польских и словацких чиновников о том, что будущие закупки и военное сотрудничество с ФРГ находятся под угрозой.
Фурор по поводу отказа канцлера Олафа Шольца разрешить экспорт танков Leopard-2 в Киев из третьих стран стал причиной поставить под сомнение партнерские качества Германии, сообщили чиновники ряда стран Центральной и Восточной Европы Financial Times.
«Всегда лучше стать национальным. Если вам нужно перейти на многонациональный уровень, могут быть некоторые струны, и есть некоторые извлеченные уроки, которые действительно получены из нынешнего кризиса. Дело „Леопарда“ — это только один из них. И теперь мы внедряем эти уроки с новыми решениями о закупках», — сказал Томаш Шатковский, посол Польши в НАТО.
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил в понедельник, что Варшава официально обратится в Берлин за разрешением на экспорт «Леопардов» на Украину с целью оказать давление на Шольца, чтобы он одобрил поставки танков. Кризис на Украине стал благом для немецких оборонных производителей. Базирующаяся в Дюссельдорфе компания Rheinmetall, которая производит пушки и электронику для Leopard-2 и ряда других бевых машин, более чем удвоила свое производство.
Обещание Шольца пересмотреть Вооруженные силы Германии и увеличить расходы на оборону также повысило рыночные ожидания от шквала заказов для немецких производителей оружия.
Многие страны, включая США, требуют, чтобы клиенты согласились на ограничения на реэкспорт. Но эти ограничения обычно не распространяются на страны — партнеры НАТО, в частности на Украину. Несколько чиновников оборонной промышленности Германии заявили, что производители оружия в стране опасаются, что история с танками для Украины повредит потенциалу сектора.
Один из немецких лоббистов ВПК сказал изданию, что правила реэкспорта его страны считаются более строгими, чем, например, во Франции и Великобритании. «Хотя этикетка „сделано в Германии“ по-прежнему означает качество, клиенту никогда до конца не ясно, будут ли выданы разрешения на экспорт», — сказал лоббист.
«Проще говоря, это отличная новость для любого конкурента Германии в оборонном пространстве», — сказал второй чиновник оборонной промышленности.
В мае прошлого года ЕС отреагировал на озабоченность по поводу обороноспособности блока, создав новый орган, которому поручено изучить «будущие совместные закупочные проекты». Но официальные лица ЕС заявили, что кейс «Леопардов» может повлиять на аппетит клиентов к будущему сотрудничеству с Берлином.
«Риск заключается в том, что эта идея крепится, что если немцы вовлечены, то мы не знаем, можем ли мы полностью ей доверять», — сказал один из чиновников блока, участвующий в переговорах о более тесном оборонном сотрудничестве.
«Это времена, когда строится доверие. Если кто-то откажет в этом [разрешении], то это определенно не будет способствовать доверию», — отметил посол Словакии в НАТО Петер Батор.
Саш Туса, аэрокосмический аналитик лондонского агентства Partners, сказал, что этот кейс рискует нанести ущерб плану Германии по общеевропейскому оборонно-промышленному сотрудничеству в таких проектах, как совместный истребитель, разработанный Францией, Германией и Испанией.
Париж и Берлин также разработали планы по созданию общего танка для замены Leopard и французского Leclerc. «Французы явно очень обеспокоены тем, что Германия не будет надежной, — сказал Туса. — И то, что мы видим сейчас, не помогает этому впечатлению». Свен Вейер, аналитик швейцарского банка UBS, сказал, что «независимо от того, было это связано с разочарованием [Берлином] или нет, мы уже видели доказательства потери доли рынка немецких подрядчиков».
Вейер отметил, что Польша покупала танки у США и Южной Кореи, а не у Германии, а Чешская Республика и Словакия приобрели британские боевые машины. «Некоторые решения могли быть в пользу Rheinmetall, но не стали».