Предлагаемый киевскими властями обмен задержанного оппозиционного политика Виктора Медведчука на украинских или британских военнопленных противоречит Женевской конвенции и здравому смыслу. Об этом «Ридусу» поведал директор Института новейших государств Алексей Мартынов.
Просьба удерживаемого в застенках СБУ Виктора Медведчука обменять его на «защитников и жителей Мариуполя» не может быть выполнена, считает Мартынов. «Вся эта ситуация очень по-украински странно выглядит», — подчеркивает политолог.
«С одной стороны есть военнопленные, которые соответствующим образом находятся под Женевской конвенцией в рамках вооруженного конфликта между донбасскими республиками и Украиной. К тому же идет военная спецоперация России по защите Донбасса, денацификации и демилитаризации киевского режима. А с другой стороны — политический заключенный, яркий представитель украинской оппозиции, лидер крупнейшей оппозиционной партии, который по фейковому, высосанному из пальца уголовному делу находится под арестом, где над ним издеваются, избивают его и так далее. Это как сравнивать кислое с квадратным».Эксперт настаивает, что никакого обмена между попавшими в плен на поле боя военнослужащими и экс-руководителем администрации бывшего президента Украины Леонида Кучмы, который фактически взят в заложники нынешним киевским режимом, быть не может.
«Это две разные истории, два разных жанра. Но на Украине давно уже форма превалирует над содержанием, правилами и законами».Ранее президент Украины Владимир Зеленский выступил с предложением к России обменять задержанного Виктора Медведчука на пленных украинских военных. Политолог не смог объяснить, с чем связано такое предложение украинского главы.
«Это вопрос не ко мне, а к врачам-наркологам или психиатрам».«Вообще судьба Медведчука — незавидна, — продолжает Мартынов. — Им явно играют, но играют на чем? На том, что он — кум Путина? Что он когда-то крестил его детей? Нормально, вообще. Но у нас полстраны имеют родственников на Украине. Их завтра тоже посадят в тюрьму и предложат обменять на „азовцев“ и прочих чертей?»
В свою очередь директор Центра политического анализа и социальных исследований Павел Данилин отметил, что президент Украины Зеленский «торгует своими же гражданами»: «Обращение Медведчука — суть позор для любой уважающей себя страны».
По словам политолога, в обращении Медведчука есть и «неплохой сигнал»:
«Раз украинская сторона готова менять своих граждан на сало, то, значит, готова и свои бывшие территории на сало махнуть. Много сала мы не предложим. Я бы даже сказал, что вообще сала не предложим. Но, по крайней мере, можем дать гарантию, что оставшееся у Украины сало забирать не будем. Если, конечно, Украина как государство сохранится».Накануне СБУ опубликовало видообращение Медведчука:
Обитатели Сети обратили внимание, что задержанный политик в своей речи использует вокабуляр, свойственный представителям киевского режима. В частности, Медведчук называет националистов «защитниками Мариуполя», и утверждает, что город невозможно покинуть через гуманитарные коридоры, несмотря на неоднократные предложения и гарантии от Министерства обороны РФ.
Позже в эфире российского телевидения появилось обращение сдавшегося в плен на Украине гражданина Британии Шона Пиннера: он попросил премьер-министра Бориса Джонсона оказать содействие в его обмене на Медведчука.
Накануне супруга Медведчука Оксана Марченко также выступила с обращением к Джонсону и родственникам британских наемников: «В ваших силах просить премьер-министра вашей страны Бориса Джонсона повлиять на украинское руководство и добиться освобождения Эйдена и Шона путем их обмена на задержанного киевскими властями украинского оппозиционного политика, моего мужа Виктора Медведчука».
* ИГИЛ («Исламское государство») — террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации.