Пранкеры — новая проблема московских улиц. Так считают пользователи Facebook, столкнувшиеся с ними.
«Пранк» переводится с английского языка как «розыгрыш». Обычно этим словом называли телефонное хулиганство, но в последнее время пранк вышел на улицы. На это, в частности, пожаловался житель Москвы Андрей Яценко, столкнувшийся с издевательствами этих шутников.
Я сегодня познакомился с таким явлением, как „московский уличный пранк“, когда организованная группа подростков, обычно 16—18 лет, выбирают жертву и начинают ее всячески „заводить“. Это случаи битья посуды в магазинах, бегания голышом в общественных местах, обливания жертвы каким-нибудь пахучим составом и так далее, — сообщил он.Сообщники жертвы снимают процесс издевательств на видео. Потом он оказывается в Instagram или Telegram. Популярный видеохостинг YouTube, как правило, блокирует каналы пранкеров за жестокость и сцены насилия.
Самого Андрея пранкер перехватил на Кузнецком Мосту.
Смысл пранка — вызвать у человека реакцию. Реакция была.
По сути, я его спровоцировал. Я понял, что он не отвяжется, и стукнул его — легонько, правда, — признался Андрей. В ответ пранкер распылил ему в лицо содержимое перцового баллончика.Вечером дочь объяснила Андрею: пранк — нередкое явление на улицах столицы. Андрей даже опознал напавшего на него парня: им оказался известный пранкер Эдвард Бил.
Эдвард Бил — одна из самых одиозных личностей в российской блогосфере. Пранками он, по его словам, начал заниматься, когда денег не было, а жена была беременна. Сейчас у 22-летнего парня почти два миллиона подписчиков, хотя видеоролики его на первый взгляд кажутся бессмысленными.
Он подходит к прохожим со странными вопросами или предложениями, чтобы сбить их с толку. Реакция прохожих (кто-то убегает, кто-то сбит с толку, кто-то лезет в драку) кажется его подписчикам смешной. В своих роликах молодой человек доходил до того, что мог накинуть прохожему на голову мусорный пакет или украсть шапку.
У Эдварда, кстати, довольно много подражателей: достаточно поискать в Instagram видео по тегу #пранк.
На странные розыгрыши жалуются и другие москвичи. Так, пользовательница Facebook по имени Елена сообщила, что неизвестные облили ее автомобиль молоком. Она стояла в среднем ряду на светофоре, когда к ней подбежал молодой парень.
Смысл — привлечь внимание и получить деньги. Популярные пранкеры-видеоблогеры неплохо зарабатывают на рекламе. По подсчетам СМИ, тот же Эдвард Бил зарабатывает свыше 4 тысяч долларов в месяц на просмотрах. Так что дело не в скуке, а в хайпе.
Таким же способом зарабатывает, например, украинский пранкер Евгений Вольнов. Он приобрел всенародную известность после трагедии в Кемерово: Вольнов звонил в морг, представляясь сотрудником МЧС, и обещал, что в ближайшее время подвезут 300—400 трупов. Этим вопросом впоследствии занялся Следственный комитет.
А вот на пранкеров Вована и Лексуса обижены в основном политики: они не размениваются на обывателей и звонят сразу высокопоставленным лицам. Пранкеры выводили на откровенный разговор президента Турции Реджепа Эрдогана, беседовали с членом Конгресса США Максин Уотерс о «новых вторжениях» России во внутреннюю политику страны Лимпопо и предлагали министру энергетики США «топливо Порошенко» из навоза.
В разговоре с «Ридусом» Вован отметил, что между их пранками и развлечениями видеоблогеров есть принципиальная разница: то, чем занимаются Вован и Лексус, — скорее журналистское расследование.
Это скорее не пранкеры, а блогеры, — они делают видеоконтент и ищут популярности, лайков, просмотров. Они не делают чего-то нового: все, что они делают, — 90% этого уже было, это калька с американских видео, которые были популярны в двухтысячных, — объяснил Вован.Не все пранки остаются без внимания полиции. Например, Instagram-модель Кира Майер гуляла по улицам Москвы в полицейской форме, подходила к прохожим и показывала им грудь. После в отношении Киры возбудили два дела об административных правонарушениях.
Еще один видеоблогер-пранкер Михаил Литвин был задержан с окровавленной девушкой в багажнике. Он хотел снять с ней пранк-видео, но был доставлен в полицейское отделение.
В общем, за странным поведением молодых людей стоит далеко не скука. В основном это трезвый расчет: возмущение, смех, любопытство — все это сейчас переводится в лайки и репосты, следовательно, монетизируется. Хайп — валюта сегодняшнего дня.