О том, что Владимир Гусинский подумывает о продаже RTVi, - как «технического средства» - было известно ещё несколько лет назад. Но в ту пору покупателей не нашлось, и телеканал продолжил работу, даже несколько расширившись за счёт корреспондентов в Израиле, Германии, Вашингтоне. Я часто бываю в США и всегда внимательно «наблюдаю» за каналом, который во многом держался на трансляции «Особого мнения» «Эха Москвы». Встречался с Игорем Малашенко, был у него в офисе неподалёку от бывших башен-близнецов, с удовольствием перелистываю подаренные мне его прекрасные фотокниги о старой Европе. И мне казалось, что такие весьма неглупые люди, как Гусинский и Малашенко, рассчитывают использовать RTVi в качестве своеобразного «отступного» для возвращения в Москву, чего оба они хотели.
Достаточно было снизить антироссийский накал, а то и поддержать в чём-то Россию, чтобы RTVi из врага, каким считали его в дипломатических и иных кругах, превратился бы в лояльного партнёра, и это открыло бы руководителям канала путь домой, тем более, что по сути никаких обвинений им не предъявляли. А такой опытнейший лоббист, как Малашенко, мне кажется, и вовсе очень пригодился бы Кремлю.
Но вышло иначе. Видимо, не так-то просто оказалось сменить линию телеканала, где работали люди, радикально настроенные против России. Возможно, поэтому путь был выбран иной: как утверждают наши СМИ, именно продажа RTVi даёт Гусинскому шанс на возвращение в Москву. Видимо, в нынешней ситуации так оно и есть, на что указывает ряд факторов. Ведь подготовка к продаже телеканала длится не одну неделю. И примечательно, что окончательное решение было принято только после президентских выборов в России, когда политическая ситуация прояснилась полностью. Гусинский – человек очень опытный. И, видимо, всё чётко рассчитал. Не случайно он давно порвал связи с Березовским. К тому же, по моим наблюдениям, в США канал постепенно терял популярность, выезжая в основном на сериалах и сугубо рекламных передачах. У нас ведь не знают, что в США есть ещё один мощный русский канал нейтрального направления, ориентированный на Америку (мне доводилось по нему выступать), и он начал всё более перехватывать у Гусинского аудиторию.
Верно ли поступил Гусинский, своевременно не сменив антироссийскую направленность канала? Верно ли он поступил сейчас, избавившись от канала вообще? Мне трудно судить, что больше отвечало бы интересам Гусинского. И Гусинский и Малашенко – люди умные и, мне кажется, знают, что делают. Но факт остаётся фактом: RTVi больше не существует. И это ещё одно подтверждение уже высказанного мною предположения о том, что СМИ с крайними точками зрения первыми начинают ощущать потерю интереса со стороны слушателей, зрителей, читателей. А для «Эха Москвы» продажа RTVi , конечно, серьёзный сигнал, к которому надо бы прислушаться.
АНАТОЛИЙ САЛУЦКИЙ