Правительство Российской Федерации приняло решение продлить до конца текущего года действие эмбарго на экспорт бензина, распространяющееся на всех экспортеров. Также введен запрет на вывод за рубеж дизельного и судового топлива, а также других газойлей, для таких участников рынка, как трейдеры, нефтебазы и организации, чья производственная мощность не превышает 1 миллион тонн топлива в год. Российский рынок этим летом и осенью характеризуется значительным ростом биржевых и розничных цен на бензин. В ответ на эту ситуацию власти совместно с бизнесом предпринимают усилия для контроля роста стоимости и обеспечения стабильных поставок топлива. Однако осенью некоторые руководители российских регионов выразили недовольство в связи с локальными дефицитами на автозаправочных станциях.
В сентябре вице-премьер РФ Александр Новак в беседе с представителями прессы подтвердил наличие небольшого дефицита нефтепродуктов, но заверил, что ситуацию удается стабилизировать за счет имеющихся запасов.
Эмбарго на экспорт бензина непроизводителями действует с 1 марта. В конце июля эти ограничения были распространены на крупных изготовителей нефтепродуктов, а на октябрь планировалось сохранить их только в отношении трейдеров. Как пояснили в правительстве, данная мера направлена на поддержание стабильного состояния рынка в условиях повышенного спроса и проведения сельскохозяйственных работ.
Первые ограничения на экспорт нефтепродуктов были введены осенью 2023 года и охватывали как бензин, так и дизельное топливо. Целью такого ограничения было пресечение нелегального экспорта топлива и насыщение внутреннего рынка. Под «серым» экспортом подразумевается деятельность трейдеров, которые закупают нефтепродукты по внутренним ценам, чтобы впоследствии реализовать их за рубежом по более высокой стоимости.
Дополнительно для перекупщиков была установлена заградительная пошлина в размере 50 тысяч рублей за тонну, которая останется в силе до 2028 года.