Руководство Независимого топливного союза (НТС) направило премьер-министру Михаилу Мишустину письмо, в котором высказало озабоченность рисками резкого роста цен на бензин в рознице — до 14% к концу года.
Главной причиной для беспокойства в НТС считают рост индексов экспортной альтернативы — так называемых нетбэков — из-за планового повышения на 4% акцизов на бензин и дизельное топливо в начале года.
«Также с 1 января 2021 года были увеличены параметры формулы расчета демпфирующих надбавок к возвратному акцизу для автобензина и дизельного топлива. Рост налоговой нагрузки на внутренний рынок повышает нетбэки. А это стимулирует экспортные и дестимулирует внутренние поставки», — предупредили в НТС.
Проще говоря, производителям топлива в сложившихся условиях выгоднее продавать свою продукцию за рубеж, а не на внутреннем рынке. Удержать их одними уговорами не получится и если правительство не хочет проблем с ростом цен, ему следует вмешаться.
В НТС добавили, что с конца марта российский рынок входит в сезон повышенного спроса, что еще больше увеличивает вероятность выхода цен на бензин за пределы инфляции, как это уже случилось в 2018 году.
В качестве решения в НТС предложили правительству снизить акцизы на бензин и дизель, отменить демпфер и увеличить нормативы обязательных объемов реализации на бирже до 25% от производства по бензинам и 15% по дизелю.
«С одной стороны, создается фискальный стимул для роста объемов производства, с другой — объемы не уходят на экспорт, а идут на внутренний рынок», — пояснил идею президент НТС Павел Баженов газете «Известия».
В Минэнерго изданию заявили, что внимательно изучат обращение топливного союза и примут меры по сдерживанию цен на топливо. Неделю назад в ведомстве обещали то же самое, но тогда поводом для публичных заявлений стал отчет Счетной палаты РФ, в котором содержалось предупреждение о рисках повторения топливного кризиса 2018 года.