Общество Политика Религия

«Православие в законе»: фильм-саморазоблачение

37 6263

По словам создателей – картина о том, как «режим “суверенной демократии”, нуждающийся в идеологическом оправдании своих действий, тайно принимает решение о клерикализации». Авторы фильма связались с редакцией «Ридуса» и попросили оценить свою работу.

Главным автором фильма значится бывший монах Михаило-Архангельского монастыря Новосибирской епархии Русской Православной церкви Григорий (светское имя – Михаил) Баранов, трудоустроенный корреспондентом интернет-издания «Портал-Кредо», известного публикацией «разоблачительных» писем в Московскую патриархию от лица несуществующих священников и перепечатками всевозможных слухов и сплетен из православного сегмента блогосферы. Баранов, который, по собственным словам, в острой форме испытывает неприязнь к церкви, официально признан психически нездоровым человеком, дважды проходил лечение в психиатрической клинике, однако винит в своих проблемах церковное руководство, например, патриарха Кирилла. Это, по всей видимости, и стало главной причиной появления на свет фильма «Православие в законе».

Справедливости ради следует отметить, что коллектив создателей фильма «Православие в законе» состоит из душевнобольных не полностью. На официальном веб-сайте фильма вторым после Баранова соавтором значится бизнесмен Виктор Бондаренко. В своем прошлом Бондаренко последовательно: советский спекулянт ювелирными изделиями, иконами и валютой (за что и отсидел 4 года), эмигрант в Израиль, гражданин США, специалист по отмыванию денег в постперестроечной России и, наконец, сегодня – респектабельный коллекционер православных икон и образчиков «современного искусства», а также автор метафоры «Россия – это вагина». Более чем благополучное финансовое положение Бондаренко проясняет материальный аспект создания, продвижения и издания фильма на DVD, ведь с помощью краудфандинговой платформы «Boomstarter» картине удалось собрать лишь явно недостаточные 115 тысяч рублей. В титрах фильма Виктору Бондаренко объявляется «особая благодарность за поддержку».

Еще один важный член творческого коллектива фильма «Православие в законе» – Александр Невзоров. Он с Барановым на «ты». Невзоров – человек с настолько богатой биографией, что в один абзац ее уместить решительно невозможно. В данном случае заслуживает упоминания то, что в прошлом Невзоров учился, но был отчислен из Московской духовной академии, а в настоящем выкладывает на «YouTube» подкасты под общим названием «Уроки атеизма».

Фильм «Православие в законе» выполнен в документальном жанре и претендует на объективность подачи материала, однако с учетом личностей его создателей рассчитывать на непредвзятый рассказ о православии не приходится изначально.

Вот на площади перед Троице-Сергиевой лаврой бородатый мужчина в штанах с лампасами «кидает зигу» со словами «Христос воскресе!», а рядом другой – в штанах, испачканных побелкой (?), громко читает: «Когда вокруг облом, Содом, Пурим, / И цадики катаются на гоях, / быть русским – значит быть святым, / расистом, экстремистом, жидобоем». Тут же флаги со свастикой, иконами, крестами разной формы, двуглавым орлом, бабушка с нагайкой и толстый человек в фуражке на глаза, как будто сошедший с изображающего Геринга рисунка из «17 мгновений весны». А вот в одном кадре слева фотография Путина, а справа – какие-то сутулые люди под дождем кричат: «Бог, царь, нация!». А потом еще видео декабрьского взрыва на вокзале в Волгограде.

В результате к церковной жизни фильм имеет отдаленное отношение: если оставить за скобками спекулятивный монтаж и «комментарии экспертов», окажется, что фильм состоит из простой видеофиксации акций маргинальных группировок откровенно неонацистского либо сектантского толка, а то и банальных хулиганов, которые заняты по большей части тем, что пачкают одежду и раздают затрещины разным людям. Все эти группировки объединяет стремление прикрыться православием, церковью или именами отдельных святых в качестве «бренда», отражающего их особую коллективную идентичность.

По результатам просмотра фильма «Православие в законе» данную картину можно рекомендовать в методическую переработку религиоведам: 100-минутный хронометраж следует сократить до трети академического часа, оставив съемки «с улицы» и сменив название, а затем в качестве наглядного пособия с должными разъяснениями показывать старшеклассникам и студентам на занятиях, посвященных профилактике экстремизма. В таком виде работа авторов и в самом деле принесет значительную пользу и будет способствовать оздоровлению общественной жизни.