Общество Религия

Православные отказались от Энтео

43 3671

Одними из первых пятничный скандал в выставочном зале столичного Манежа по настоятельным просьбам журналистов прокомментировали официальные представители Церкви. Хотя на тот момент все детали происшествия были еще не вполне ясны, особого желания защищать Энтео в этих заявлениях не просматривалось.

«Во всем должна соблюдаться законность. Если Цорионов закон нарушил, пусть отвечает по всей строгости. Но закон должны соблюдать и те, кто устраивает выставки», — заявил корреспонденту «Интерфакса» глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Коллега Чаплина по Высшему Церковному Совету Владимир Легойда потребовал правовой оценки действий Цорионова.

«Должна быть дана правовая оценка действиям господина Цорионова и его товарищей. Закон есть закон, и его необходимо соблюдать. Верующие, безусловно, имеют право на протест, если оскорбляются священные для них символы и святыни, если в обществе происходят вещи, противные христианской нравственности. В современном российском государстве чувства верующих защищены законодательно. Но именно поэтому подобные протесты должны находиться в правовом поле», — сказал Легойда РИА «Новости».

Позже на своей странице в Facebook Владимир Легойда добавил два тезиса. Первый: «То, что устраивают так называемые православные активисты, как правило, не имеет никакого отношения к религии. То, что сегодня порой устраивают так называемые „художники-акционисты“, как правило, не имеет отношения к искусству». Второй: «Если „православные активисты“ когда-нибудь поймут, что нельзя действовать методом „панк-молебна“, они, вероятно, станут менее активными. Но более православными».

Тут нарастающий вал негативных отзывов заставил самого Этео прибегнуть к популярному в последние годы «мусульманскому» аргументу:


Христиане подали голос в православных СМИ и социальных сетях. При этом они были менее сдержаны и более эмоциональны, чем официальные церковные спикеры.

Известный в православной среде священник Алексий Уминский в довольно резкой форме потребовал от Московской Патриархии дать ясную оценку деяниям «Божьей воли» Цорионова:

«Это наши или не наши? Это свои или чужие? Какое отношение это движение имеет к Православию, к Божьей Воле и Русской Православной Церкви? Какую ответственность за этих людей берет на себя Церковь?», — задал вопросы Уминский.

«Странно! Почему „Божью волю“ не раздражают осквернённые храмы и иконы в Сирии и Египте? Там то как раз есть где руке разгуляться. Непочатое поле для демонстрации праведного гнева который можно было бы излить на „нечестивых агарян“. Если уж всех перебить не удастся, так есть потенциальная возможность собственной отрезанной бесшабашной головушкой пополнить список христианских новомучеников. Это все же благородней чем подбрасывать свиные головы Олегу Павловичу Табакову и громить выставочные залы», — предложил игумен Довмонт (Беляев) из Ивангорода.

«Я думаю, что все-таки повестку дня в отношениях с государством, научным или художественным сообществом, должны определять благочестивые, разумные и ответственные мужи (и жены) в соответствующих синодальных и епархиальных органах. А не любой желающий попасть в топ Яндекса», — поделился мнением православный журналист Сергей Худиев.

«Пиар удался, вся лента этим Энтео забита», — пожаловался сотрудник паломнического центра апостола Фомы Михаил Досковский.

«Проблема в том, чтобы погром в любом случае не считался допустимым средством реакции. Без условий. Стоит только начать — и уже не остановиться», — предупредил православный публицист Виктор Судариков.

В ответ сторонники Энтео стали напирать на кощунственный характер экспонатов выставки в Манеже и рассказали о том, что намеренно оговорили себя для привлечения внимания:

«Все кащунства зафиксированы на фото и если вы желаете их увидеть я могу их продемонстгировать вам их сейчас скинув в коментариях. Все накинулись на Энтео, но ни кто не осудил кащунства. Святейший благословил созвать слушания в общественной палате по теме кощунств и бесполезности закона о защиты чуств верующих. Эпотаж Энтео был оговорен заранее для того что бы приехали СМИ. Если бы мы просто вызвали бы полицию, то думаю эта выставка продолжала бы свою роботу и имела бы успех», — заявил соратник Энтео Андрей Куропатов.

Сам Энтео стал выкладывать в соцмедиа фотографии тех самых экспонатов, но вместо праведного гнева вызвал у аудитории скорее чувство брезгливости.


Что касается светской публики, то за исключением бывшего депутата и продюсера Константина Рыкова, она отнеслась к событиям в Манеже еще более прохладно. Чего стоит только колонка журналиста Исраэля Шамира в «Известиях», в которой тот вовсе отказал «Божьей воле» в принадлежности к православию, поставив знак равенства между деятельностью Энтео и Надежды Толоконниковой из Pussy Riot.

«Вот если Энтео и его шобле впаяют сейчас четверушечку за разрушение статуй, я буду знать, что живу в жестоком, но справедливом государстве. Иначе, даже не мракобесие, а фикция и балаган», — был категоричен продюсер Илья Переседов.

В итоге даже Рыков объяснил свои твиты в защиту Энтео простой работой «антилиберальных рефлексов».