Группа «Ленинград» 30 июня презентовала клип на песню «Молитва», которая ранее существовала в акустической версии. Песню исполняет бэк-вокалистка группы Алиса Вокс-Бурмистрова, она же играет главную роль в клипе.
«Просто шикарно! Шедевр! Просто восхитительно! Как всегда круто!!!», — поклонники группы в большинстве своем остались премьерой довольны, об этом свидетельствует множество комментариев в социальных медиа.
А вот клирик Благовещенской епархии Русской Православной Церкви, настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской г. Благовещенска иерей Святослав Шевченко в беседе с корреспондентом «Ридуса» назвал данный образчик творчества музыкального коллектива Сергея Шнурова откровенно богохульным.
На мой взгляд, то, что мы видим в этом клипе — это все знамения так называемой эры Водолея, то есть кампании по расхристианизации общества, которые начали известные телеведущие и артисты. Кажется, что-то похожее было перед революцией в России, когда из Европы пришла мода на осмеяние традиционных ценностей и устоев. Кто-то увидел в этом клипе признаки сатиры, бичующей современное общество потребления — лично я вижу в нем богохульство и попытку оседлать антиклерикальный тренд, чтобы застолбить нишу в музыке.С батюшкой несогласна заведующая кафедрой журналистики и PR Российского Православного Университета Елена Жосул. Она назвала корреспонденту «Ридуса» Сергея Шнурова и его творческую команду «ироничными скоморохами современной музыкальной культуры», которые «остроумно и тонко высмеивают пороки нашего общества».
«У „Ленинграда“ вообще, кажется, вообще нет ни одного клипа без глумежа над определенной социальной прослойкой. В этой песне имеет место глумеж над телушками, которые заходят в церкву поставить пальцами со свежим острым маникюром самую большую свечку за удачную поездку на Мальдивы. Таких захожанок полным-полно в столичных храмах, особенно в тех, которые расположены в пределах Бульварного кольца рядом с модными клубешниками», отметила Жосул.По ее словам, никакого антирелигиозного и кощунственного подтекста в этом клипе нет, а есть «исключительно обличение определенного типа корыстной потребительской псевдоверы, определенного околорелигиозного поведения».
«Более того, в финале солистка принципиально подчеркивает дистанцию по отношению к своему сценическому образу, надевая нательный крест. Все смысловые акценты Шнуров расставляет в итоге верно и довольно аккуратно.Что же до чертей, рогов, голых бедер и полуцензурных выражений — ну так скоморошья культура всегда была культурой „низа“, подштанников, сорванных табу. Принимать ее или нет — это уже дискуссия на тему вкусовщины. А вовсе не на тему оскорбленных религиозных чувств».
О том, что «Молитва» представляет из себя нечто большее, чем просто насмешку над верующими, намекает комментарий самой группы «Ленинград», оставленный под видео на YouTube:
Бог-справедливый, Бог-Отец здесь не возможен, ибо бегство сюда и есть спасение от него, от его наказаний. Бог-страдающий и всепрощающий так же не возможен здесь. Ибо тут нет страданий. Только красота и успех. Но по Канту Бог всегда существует и живет в человеке как осознание абсолюта. И только у этого абсолюта и можно просить свой символистический абсолют: парня побогаче, машину, квартиру. Все то, что можно сфотографировать и выложить в свой инстаграмовский нарисованный театр. Бог не слышит этого.Несмотря на глубокомысленные ссылки на Иммануила Канта, объяснения «Ленинграда» устроили не всех.
«Сейчас тренд такой — любишь группу „Ленинград“ — ты модный интеллектуал, а не любишь — ты однозначный отстой. Не рубишь фишку. Под первую мысль подводится мощная философия, поиск смыслов и сверхсмыслов поэзии Шнурова. Под вторую — увязывается установка: тупые ханжи, раз уж мат-перемат и т. д. вы не видите насколько стёбны и круты эти песни. Даже если они состоят только из слова „жопа“ — это минимализм!», — рассказала «Ридусу» фотограф православных СМИ Мария Темнова.
В целом по комментариям в православном сегменте Рунета можно однозначно утверждать, что большинству верующих «Молитва» от «Ленинграда» не понравилась — выискивать глубинные смыслы в современной музыке готовы не все, особенно там, где стеб и глумление приняты за творческую основу.