«Выселить всех чеченцев!», — скандировала толпа, намереваясь взять штурмом городскую администрацию Пугачева. В адрес оцепления из двадцати бойцов полиции неслись проклятья и обвинения в антинародном в сговоре с преступниками. Главу района Станислава Сидорова, попытавшегося утихомирить людей рассказами об эффективной работе чиновников, прогнали в шею, вылив ему на голову бутылку воды. Терпение людей лопнуло, они решились на самые крайние меры, чтобы добиться справедливости.
За два дня до начала беспорядков 8 июля 2013 года несколько выходцев из Чечни зарезали скальпелем в спину недавно отслужившего в десантных войсках 20-летнего парня Руслана Маржанова, единственного кормильца в семье. Говорили, что это уже не первый случай: на счету чеченской молодежи было, по меньшей мере, пять трупов в городке с населением всего 40 тысяч человек.
У протестующих были основания полагать, что как и в предыдущих случаях, стражи порядка спустили дело на тормозах, и не торопились ловить убийц Руслана Маржанова. Поэтому люди вышли на улицы и даже перекрыли федеральную трассу Самара-Волгоград. Угомонить людей удалось после личного вмешательства губернатора Саратовской области Валерия Радаева, личных извинений главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова перед матерью погибшего и поимки четырех подозреваемых.
Главный фигурант дела — Али Назиров, которому на момент убийства было всего 16 лет, — был признан виновным и получил девять с половиной лет колонии общего режима. Также на скамье подсудимых оказались трое его братьев: Хамзат Назиров, Хизир Назиров и Руслан Хайдаев. Их подозревают не только в причастности к убийству пугачевского десантника, но и в покушении на убийство другого местного жителя.
Под следствием оказался еще один их родственник Али Хайдаев. Когда бойцы СОБРа пришли задерживать Руслана Хайдаева, его брат оказал сопротивление сотрудниками правоохранительных органов, бросившись на них с вилами.
А сейчас адвокаты Светланы Маржановой, которая проходит по делу как потерпевшая, Павел и Татьяна Кренцовы пытаются оправдать подсудимого.
На портале «Русская планета» недавно вышел материал о ходе судебного процесса по делу об убийстве Руслана Маржанова, в котором опубликовано следующее:
До Кренцовых адвокатом Маржановой была Оксана Михалкина. По рассказам Павла, она приезжала в город и организовывала националистические стычки. Благодаря ей, местный участковый закинул по ошибке дезинформацию о том, что приедут националисты и будут громить кавказцев. Поэтому задержанные братья бросались с вилами на СОБРовцев в июле 2013, когда те пришли их арестовывать, думали, что нагрянули националисты.«Ридус» связался с Оксаной Михалкиной и попросил ее прокомментировать эти утверждения, сделанные в материале со ссылкой на Павла Кренцова.
Это гнусная ложь и клевета в мой адрес. Ничего подобного не было. Более того, ни с каким участковым я не общалась. В связи с заключенным соглашением, я общалась исключительно с сотрудниками Следственного Комитета РФ, которые расследовали это дело, заявила Оксана Михалкина.То, что никаких «националистических стычек» Михалкина не организовывала и ни с какими участковыми не общалась, «Ридусу» подтвердил представитель Первого русского правозащитного центра (ПРПЦ) Александр Босых, который летом 2013 года вместе с Михалкиной ездил в Пугачев. По его словам, были встречи только с городской администрацией, представителями чеченской общины и местными жителями на митингах. Единственный контакт с представителями городских правоохранительных органов произошел, когда правозащитникам показали пустые камеры в местном отделении полиции, чтобы опровергнуть слухи о «сотнях задержанных».
По словам Оксаны Михалкиной, текст статьи дает основания полагать, что господин Кренцов пытается помочь подсудимым избежать уголовной ответственности за нападение на полицейских и причинение вреда их здоровью. Само утверждение, что подозреваемый мог спутать бойца СОБРа со «скинхедом», она считает «несусветной глупостью».
Оксана Михалкина также указывает, что, если руководствоваться логикой господина Кренцова, получается, что участковый (что это за участковый, о котором идет речь, ей неизвестно) поставил подозреваемых в убийстве Руслана Маржанова в известность о «нападении» до того, как СОБР пришел их захватывать. Получается, он в сговоре с подозреваемыми, и его надо привлекать к уголовной ответственности как пособника.
Впрочем, Оксана Михалкина объясняет поведение адвокатов более прозаическими мотивами, а именно желанием заработать. В упомянутой статье говориться о наличии гражданских исков к подсудимым на довольно крупные суммы. О том, что от них пытаются добиться денег говорят и родственники подсудимых.
Я думаю, адвокат хочет получить свой гонорар из удовлетворенного гражданского иска. У Светланы Маржановой невысокая зарплата, поэтому заработать адвокаты могут только за счет гражданских исков, либо за счет тех денег, которые в качестве подкупа будут переданы родственниками подсудимых. В частности, за действия, которые помогут подсудимым избежать наказания за нападение на сотрудника полиции. Клеветой в мой адрес (я считаю, за деньги) представитель потерпевшей пытается помочь подсудимым избежать ответственности, заявила Оксана Михалкина «Ридусу».В четверг, 26 февраля, правозащитница намерена подать заявление по факту клеветы, чтобы Павел Кренцов ответил за свои слова в суде. Оксана Михалкина хочет, чтобы он представил доказательства правдивости своих слов, порочащих ее честь, достоинство и деловую репутацию.
Моя гипотеза такова: родители задержанных чеченцев заплатили этому адвокату, чтобы оправдать нападение на сотрудников полиции. Причем довольно экстравагантным способом: дескать, я не знал, что это сотрудники полиции, когда хотел их убить, думал, это националисты. То есть они считают, что нападение с вилами на представителя определенной социальной группы, в данном случае на националистов, вполне себе допустимо, предполагает Александр Босых.Такой поворот событий неожиданностью для него не стал. Сомнения появились, когда Светлана Маржанова вдруг решила отказаться от услуг федерального адвоката Оксаны Михалкиной в пользу саратовских юристов. По словам Михалкиной, Светлана не смогла внятно обьяснить свое решение, но можно было догадаться, что на женщину кто-то повлиял, кто-то очень убедительный.
Александр Босых объясняет это просто: чем меньше огласки в федеральных СМИ, тем лучше для местных чиновников. Правозащитник не находит никаких оправданий поведению нынешних адвокатов Маржановой. По его словам, Кренцовы пытаются «отмазать полных беспредельщиков», а именно подобные действия большего всего и разжигают межнациональную рознь в России. Регулярные попытки оставить виновных безнаказанными и вывели людей на улицы летом 2013 года — убийство Руслана Маржанова стало лишь поводом.