В проекте приказа Минюста РФ «О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» выявлены коррупциогенные факторы. Министерство, явно выходя за пределы законодательства, присвоило полномочия и ввело для НКО дополнительные ограничительные меры, не предусмотренные законом. Об этом сообщается в заключении независимой антикоррупционной экспертизы, проведенной Межрегиональной правозащитной Ассоциацией «Агора». Напомним, организация аккредитована в качестве независимого эксперта и уполномочена Министерством юстиции РФ на проведение экспертиз на коррупциогенность (Свидетельство №77 от 16.06.2009 года).
Правозащитники отмечают, что некоторые положения проекта приказа противоречат Конституции, которая гарантирует свободу деятельности общественных объединений и которая подчеркивает, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ст. 30, ст. 13 и часть 3 ст. 55 Конституции РФ).
Например, в проекте приказа сказано, что «основанием для отказа в исключении некоммерческой организации из реестра является решение Министерства, принимаемое в случае выявления факта представления некоммерческой организацией в заявлении о ее исключении из реестра неполных и (или) недостоверных сведений» (пункт 11). Между тем, Минюст наделен строго определенными полномочиями: ведением реестра таких НКО, внесением предупреждений и принятием решений о приостановлении деятельности. Федеральный закон не представляет Минюсту полномочия по принятию решения об отказе исключения из реестра. По закону НКО сама определяет, вступать ей в реестр или нет. Аналогичным образом она действует и в случае выхода из реестра. Минюст РФ лишь фиксирует эту процедуру. В случае же, если НКО не выполнила возложенные на нее обязанности, Минюст принимает меры государственного принуждения: вносит предупреждение либо приостанавливает деятельность НКО.
В проекте приказа сообщается, что «заявление об исключении некоммерческой организации из реестра представляется в Министерство не ранее, чем по истечении одного календарного года со дня прекращения некоммерческой организацией деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента» (пункт 16). Таким образом для НКО устанавливается дополнительное ограничение: срок на подачу заявления об исключении из реестра. Между тем, федеральный закон каких-либо сроков для подачи заявления не предусматривает.
- Во-первых, установление годичного срока на подачу заявления никак не связано с необходимостью защиты основ конституционного строя, безопасности государства, защиты прав и свобод третьих лиц, - говорится в заключении экспертизы. - Во-вторых, ограничение прав возможно только на основании закона, а в законе нет такого ограничения, и Минюст не наделен полномочиями по установлению таких сроков. В-третьих, ограничение противоречит самой сути федерального закона. Он предполагает учет организаций, выполняющих функции иностранного агента. Согласно проекту предполагается, что реестр будет содержать сведения не только о тех НКО, которые выполняют эти функции, но и о тех, которые уже перестали выполнять эти функции. Закон не предоставлял Минюсту полномочия по ведению реестра НКО, которые перестали выполнять такие функции.
Также правозащитники обращают внимание на сомнительность размещения в открытом доступе на сайте Минюста сведений об учредителях НКО (пункт 28). По федеральному закону граждане имеют право знать данные об НКО, выполняющих функции иностранного агента. Именно поэтому предлагается размещение данных реестра на официальном сайте. Между тем, согласно федеральному закону «О НКО» учредители после учреждения НКО могут и не выполнять каких-либо определенных функций в НКО.
- В практике есть НКО, созданные более 10 лет назад лицами, которые на сегодняшний день не имеют никакого отношения к учрежденной ими НКО, - пишут правовые аналитики. - Например, учредители фонда не отвечают по обязательствам фонда и не принимают участия в управлении фондом. Учредители фонда могут и не принимать решения в НКО о получения финансов и об определении цели использования этих средств.
Учитывая это, правозащитники задаются вопросом, какова законная цель размещения на сайте Минюста персональных данных об учредителях НКО, ведь всем заинтересованным достаточно знать сведения о самой организации, ее адресе и руководителе. Все эти сведения и сегодня содержатся в открытом доступе на сайте Минюста в реестре всех зарегистрированных НКО. Юристы подчеркивают, что федеральный закон не наделял Минюст полномочиями по размещению в открытом доступе всех без исключения сведений, находящихся в реестре.
Еще один момент в проекте приказа, на который обратили внимание правозащитники, Минюст собирается размещать в интернете в открытом доступе информацию об организациях, которые исключены из реестра, то есть Минюст будет публиковать информацию и о НКО, которые и перестали выполнять функции иностранного агента (пункт 28).
- Мы не оспариваем, что в деле НКО эти сведения должны находиться и храниться определенное время, - говорят правозащитники. - Однако никакой общественной и государственной необходимости в ведении реестра «бывших» иностранных агентов нет. И закон не предоставлял таких полномочий Минюсту.
И последнее, что привлекло внимание правовых аналитиков Ассоциации, это форма заявления о включении в реестр. В частности, в разделе 5 этого документа указано, что НКО обязана предоставить паспортные данные физического лица, который является источником финансирования.
Интересно, что согласно федеральному закону «О персональных данных» НКО не наделена полномочиями по сбору такой информации от физических лиц. Более того, в ряде случаев НКО не имеет объективных и правовых оснований получать такую информацию. В частности, гражданское законодательство позволяет физическим лицам перечислять деньги юридическим лицам на их расчетные счета. Идентификацию в этом случаев проводит банк, который сведения о паспортных данных в платежных документах не отражает и юридическим лицам не передает. В этом случае НКО получает лишь информацию о сумме платежа, дате, назначении платежа, ФИО отправителя и его адресе.
И сам федеральный закон об НКО - иностранных агентах также не наделяет Минюст полномочиями по наложению на некоммерческие организации дополнительных обязанностей по сбору информации, которая относится к персональным данным.
Таким образом, правозащитники предлагают исключить из проекта приказа пункты, которые предоставляют Минюсту полномочия, не предусмотренные федеральным законодательством.
Ознакомиться с заключением по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта приказа Минюста РФ «О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» можно на нашем сайте здесь:
http://openinform.ru/fs/j_photos/openinform_386.pdf