Кино

Праздник не испортить: мы посмотрели «Викинга» за вас

11 10642

«Викинг»

Россия, реж. Андрей Кравчук, в ролях: Данила Козловский, Максим Суханов, Александра Бортич, Светлана Ходченкова, Игорь Петренко, Владимир Епифанцев, Андрей Смоляков, Александр Устюгов, Кирилл Плетнёв.

Сайт фильма

Давным-давно, на Полоцких землях, древлянский князь Олег убил человека своего брата, киевского князя Ярополка — перебив тем самым «хребет всей нашей жизни». Ярополк бросился в погоню; Олег, убегая, погиб. Так как в крови этой повинен, получается, Ярополк, младший их брат, новгородский князь Владимир, идёт с дружиной на Киев — но не с войной, а якобы с миром.

И это только начало долгой и довольно запутанной истории.

Трейлер фильма «Викинг»

Владимир — тот самый, что стал недавно памятником на Боровицкой площади — не был хорошим человеком. Он был сыном рабыни, ключницы, и когда потенциальная невеста по дурости своей напомнила ему об этом, он, одурманенный выпитой чашей ярости, взял её силой на глазах у родителей и окруживших их викингов. «Я тебя буду любить», — утешил он оставшуюся сиротой девушку. А после лживыми речами заманил в ловушку и убил брата, который напрасно повёлся на воспоминания о вместе прожитом детстве. И тоже со всей широтой своего сердца пообещал: «Я воспитаю его сына как своего». 

«Викинг» не стесняется напоминать, с чего именно начинаются наши духовные скрепы.

Телесюжет, посвящённый главному герою фильма «Викинг»

История любой страны построена на крови, и Русь в этом отношении, конечно, не исключение. Закон дал право бастарду пойти войной на брата и стать ему равным — и грех ведь было этим не воспользоваться. Владимир позвал за собой викингов, воин Варяжко, мстя за Ярополка, привёл печенегов. И тем, и тем было обещано золото, которое никому не досталось просто так — и фильм демонстрирует упоение боем как нечто совершенно естественное, а потому не заслуживающее ни печали, ни рефлексии.

Вот копьё в рапиде на крупном плане пробивает броню и пронзает чьё-то сердце; вот всадник на скаку рубит голову другому; вот огненные колёса летят со стен, подминая под собой вражеские толпы. Чтобы выжить в те времена, надо было быть ловчее и хитрее прочих — и уметь вовремя отклонить голову от меча, чтоб под отточенное лезвие попала не твоя шея, а рука, «заботливо» согласившаяся придержать распущенные волосы («По закону голову два раза не секут», — на том и жили). «Все думали только о смерти, которая притаилась в тумане», — это переданное рассказчиком ощущение служит лейтмотивом картины, с тем лишь уточнением, что умереть тогда можно было в любую погоду.

Фрагмент из фильма «Викинг»

Понимание этого усиливало веру не только в то, что мертвец придёт и отомстит, но и веру в богов, которые, впрочем, регулярно подвергались ротации: их отвергали, если они не смогли защитить, их заново выкапывали, когда этого требовала политическая ситуация. «Это бог отца нам помог. Его благодарите, что живы», — подстёгивал паству Владимир после отражённой атаки и благословенного дождя, но как викинги не соглашались воевать бесплатно, так и боги требовали платы живой кровью и плотью: ведь «если мы не жертвуем самое дорогое, как боги поймут, что мы любим их?» Поэтому воин-христианин мог выжить в кровавом бою («Всё в руках Отца моего небесного»), но погибнуть от рук религиозных фанатиков, будучи «чужой нам веры».

«Что такое благодать?» — интересуется однажды молодой князь. Ему нравится объяснение: «Благодать — это дар любви, дар от Бога. {…} Бог один, и он любит тебя. И он может тебя спасти». Возжелав этой благодати, Владимир отправляется на Корсунь, где ему показывают фокус с чистой водой (это он при рождении) и маслом (это его грехи и убийства). «Но Бог любит тебя и может очистить своим огнём», — когда подожжённое масло сгорает, воду снова можно пить, пусть даже теперь она слегка вонючая.

«Смерти нет. И ты воскреснешь», — убеждён отныне покаявшийся герой: «Я раб божий, больше ничей». Красно солнышко всходит над морем, и финальный титр подытоживает: «Ибо мы спасены в надежде».

Интервью с продюсером фильма «Викинг» Анатолием Максимовым

Когда пару лет назад Голливуд выпускал под Новый год эпичный боевик об «Исходе», это казалось если не шуткой, то перебором; но вышло так, что десять казней египетских — отличная основа для зрелищного блокбастера. Так чем хуже мы, когда у нас и своих страстей навалом?..

Хотя «Викинг» (если вообще имеет смысл сравнивать его с чужеземными аналогами) куда ближе не ридлискоттовскому творению, а «Агоре» Алехандро Аменабара — где первые шаги воинствующего христианства были показаны без привычного восторженного умиления. Предваряя фильм титром «История — это симптом. Диагноз — это мы», создатели «Викинга» также проводят в качестве генеральной мысль, что подлинная вера не родилась вдруг, её появлению на Руси сопутствовал не только нравственный выбор, но и жуткие кровавые страдания.

«Хочешь знать, почему люди не меняются?» — спрашивает Владимира его ближайший соратник и сам же отвечает: «Не хотят». Владимир, привыкший рисковать и брать «за горло свою удачу», был не такой, как все — и был готов измениться. И когда всё тот же друг обсмеял его новый выбор («Чтоб мне поверить — мне надо увидеть») — взял и сложил оружие. Этого, по мнению авторов фильма, оказалось достаточно.

Телесюжет, посвящённый съёмкам фильма «Викинг»

«Викинг» — очень мощное кино в производственно-постановочном плане; точно тем же совсем недавно гордился и «Дуэлянт», кажущийся теперь чуть ли не младшеклассником по сравнению со студентом. Тут впечатляют и размах, и масштаб, и своеобразная молодецкая удаль: во как мы можем, а смотри что ещё!.. На этой наглой и во многом обоснованной уверенности в собственной крутизне картина, в целом, и держится — мол, нам палец в рот не клади, несите денежки в кассу, где ещё вам такое покажут. Но святая уверенность в том, что зритель идёт в кино посмотреть на декорации, играет с фильмом, честно говоря, дурную шутку.

Здесь в ассортименте эффектные сцены — и уже упомянутые огненные колёса, и летящие с горы (!) предварительно затащенные туда корабли, и охота в заснеженном лесу на огромного зверя. Но фильм длится много больше любой из них — и потому сюжет полон проеденных дыр, зашитых, так сказать, белыми нитками. Что к чему, кто кому и откуда куда — уследить трудно: и героев немало, и прославленных артистов совсем не узнать под наращенными бородами. Полюбить тут никого нельзя, потому как не за что, а без любви, без этой химии между экраном и залом, картина складывается лишь в затейливый пазл, но никак не в претендующее на вечность произведение искусства.

Ролик фильма «Викинг»: «От концепта к кадру»

Как «Ночной дозор» в своё время был «выданным за мейнстрим голимым артхаусом» (слова самого продюсера Эрнста), так и «Викинг» — обстоятельное и оттого скучноватое историческое кино, выданное отчего-то не за важный образовательный проект, а за новогоднее (ну или рождественское) развлечение. Фильм объяснит, конечно, кое-что не только школьникам (с учётом этого специально смонтировали две версии: 12+ и 18+), но при этом сложно найти в нём те достоинства, что отличались бы от «как это сложно было снимать» и «как важно всем об этом узнать». «Что за радость мне с тобой на войну идти?» — спрашивает Владимира дерзкая невеста, на что тот, ещё улыбаясь, отвечает: «Вдвоём веселее». И ведь это не просто обмен репликами, а практически рекламный слоган.

Так и хочется съязвить, что крестившего Русь Владимира помнят вот уже тысячу лет, а его экранного двойника позабудут ещё до телевизионной премьеры. Хотя нет, конечно же, нет — нет никаких сомнений, что «Викингу» суждено прожить долгую жизнь в празднично-торжественных эфирах Первого канала, из него потом наверняка ещё и сериал смонтируют. Фильм нестыдно показать, его можно посмотреть, при желании им надо бы даже гордиться — ведь ого-го какую махину выправили! Но есть ли в нём Душа?.. Про душу, кажется, забыли.

Кадр из фильма «Викинг»