Масленица, которую мы празднуем в эти дни, — это лайт-версия того грандиозного праздника, которым наши предки отмечали когда-то весеннее равноденствие. Он продолжался как минимум две недели (по некоторым версиям — месяц). В продолжение его славяне чествовали всех своих главных богов.
Масленица — один из древнейших праздников, история которого насчитывает не меньше пяти-шести тысяч лет. Однако назывался тогда он совсем по-другому — не Масленица, а Комоедица. Его отголоски историки находят и в древнегреческих комедиях, и в сакральном индийском праздновании Холи.
Комоедица имела прямое отношение к самыми важным вещам в жизни древних — плодородию, сексу, урожаю, жизни и смерти. Многие ее ритуалы были жестокими и странными. Сегодня и не подумаешь, из какого мрачного истока берет свое начало праздник, ассоциирующийся у нас с блинами и хороводами.
Еда
© Александр Щербак/ТАССЦентральным днем празднования Комоедицы было 22 марта. В древности у многих народов день весеннего равноденствия одновременно являлся и праздником Нового года, что в какой-то степени кажется даже правильным. В этот день солнце одолевало ночь и зиму, так что славяне славили бога солнца Ярилу круглыми горячими золотистыми блинами.
Первый блин посвящался «комам». По мнению некоторых историков (историческая точность этого факта не доказана), это медведи — тотемные первопредки славян. Одним из главных ритуалов Комоедицы было «будить медведя». Люди толпой шли в лес, находили там под кустом ряженого в медвежьей шкуре и начинали шуметь вокруг него. «Медведь» не реагировал. Тогда на него садилась девушка и начинала на нем подпрыгивать. «Медведь» гнался за ней, хватал и обнимал. Вместе с этим ритуалом в деревню приходила весна.
Кроме блинов пекли пироги, калачи, оладьи, жаворонки и готовили кучу разной еды. Делать ничего по хозяйству в это время не полагалось — только объедаться, обпиваться и веселиться. Обильное угощение должно было обеспечить богатый урожай летом. Иностранцев количество съеденного и выпитого на Масленицу шокировало. «На Масленице… русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и… пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем», — удивлялся англичанин Коллинс, служивший при дворе царя Алексея Михайловича.
В феврале-марте в деревнях обычно телились коровы, поэтому у крестьян было в изобилии молока, масла, сметаны и творога. Одним из названий Масленицы стала поэтому «Сырная неделя». Столы ломились от жирных блюд типа творога, переложенного слоями сливочным маслом. Как гласила поговорка, на Масленицу надо «есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсаду, плясать до упаду».
Смерть
© Интерпресс/ТАССНесмотря на то, что праздник был посвящен весне, жизни и возрождению, главную роль на нем играли, как ни странно, мертвецы. Для них пекли блины — традиционное поминальное угощение. Их могилы посещали на кладбищах. Им на стол ставили еду и напитки. Вечером угощение со стола не убирали — считалось, что мертвые предки ночью выйдут из-за печки и съедят свою порцию.
Также в доме запрещалось убираться и вообще хлопотать по хозяйству. Люди верили, что в эти две недели мертвые возвращаются домой и живут рядом со своими родными. Если заниматься хозяйством, мертвецы обидятся и испортят жизнь непочтительным потомкам.
Чучело, которое сжигают в конце праздника, сегодня называют Масленицей. Но изначально оно воплощало древнеславянскую богиню Морану. Она приходится родственницей индийскому демону Маре, кельтской богине войны Морриган и даже фее Моргане из легенд про короля Артура. Морана — богиня смерти, ее время года — зима. Соответственно, похороны и сжигание чучела — это победа бога Ярилы, торжественный приход весны и гибель зимы.
Однако могущественную Морану нужно было и умилостивить. Ради этого затевались кулачные бои стенка на стенку. Дрались серьезно, как минимум до первой крови. Никогда не обходилось без серьезных травм или ушибов. А порой участников уносили с поля боя замертво. Жестокий характер драки объяснялся тем, что пролитая кровь посвящалась богине смерти.
Прошло много веков, ритуальный смысл кулачных боев был давно забыт. Однако русские продолжали каждый год выходить стенка на стенку. И без малейшей вражды друг к другу дрались насмерть. Цари один за другим пытались запретить этот опасный обычай, но он просуществовал вплоть до конца XIX века.
Секс
© visualhunt.com«Бабья неделя» — так часто называли Масленицу. В это время женщины забрасывали хозяйство, заводили игрища, а также колдовали. Только бабам разрешалось обряжать чучело Масленицы. А на похоронах Масленицы женщина часто изображала из себя священника — накидывала рогожу, как ризу, и брала старый лапоть вместо кадила.
Новобрачных женщины сажали на санки и спускали с ледяной горки. Когда молодожены падали в сугроб, на них сверху наваливались всей толпой и заставляли целоваться.
Играли во взятие крепости или городка. Обороняли крепость девушки, а атаковали их молодые парни. Победитель, ворвавшийся в крепость, получал право перецеловать всех девиц.
На холостых и незамужних деревенские женщины устраивали настоящую «охоту». К ним привязывали специальную палку — «колядку» — и распевали неприличные песни. Жертвы откупались сладостями и деньгами.
Устраивали ряженье. Наряжались покойниками, воронами, Бабой-ягой. Бабы подвязывали себе бороды, одевались в мужской костюм и ездили по улицам верхом на помеле. В других деревнях, наоборот, мужик одевался женщиной и изображал из себя Масленицу, пока его возили на санях.
Играли в «отпевание покойника». Один мужчина укладывался на скамейку, обмотавшись простыней. Замужние женщины его «отпевали» — то есть нещадно бранили матом. А девушки старались покойника оживить — щекотали его, теребили, целовали.
Вообще практически все масленичные обряды имели эротический подтекст. Их целью было пробудить плодородие в земле и людях. Землю будили, катаясь на санках и ледянках с горки, зажигая костры и отплясывая вприсядку. Сексуальную энергию пробуждали, качаясь на качелях. «Неприличный» обычай попытался запретить царь Алексей Михайлович, но, разумеется, у него ничего не вышло.
Практиковали наши предки и нудизм. Существует поверье, что обеспечить плодородие земли и людей можно, раздевшись догола. В Архангельском крае заводилы праздника в конце игрищ снимали с себя всю одежду и изображали при всем честном народе помывку в бане. Самые пожилые почтенные люди деревни «щеголяют в костюме Адама», с удивлением писала этнограф Б. Соколова. В других районах каждый хозяин должен был ночью раздеться донага, сесть на метлу и в таком виде объехать свой дом. Это гарантировало богатый урожай и здоровых детей.
Церковь
«Масленица» Бориса КустодиеваМногие считают, что Масленица — православный праздник. Однако это не так. Православная церковь веками боролась против масленичного «бесовства». Священников раздражало не только пьянство, чревоугодие и «разврат», но и пережитки язычества, которые лезли из-под каждого масленичного обычая. Особенно обидно было, что изначально все это масленичное веселье приходилось аккурат на период Великого поста. Вместо того чтобы поститься, молиться и сокрушаться, православные гуляли сутками напролет.
Комоедица-Масленица успешно пережила Крещение Руси. Каждую весну русские словно забывали все заповеди христианства и вновь становились язычниками. По мере укрепления государства власть стала пытаться как-то цивилизовать древний праздник.
Патриарх Адриан в XVII веке попробовал запретить Масленицу, но безуспешно. Тогда церковь выделила для праздника одну неделю перед Великим постом. Сегодня она называется Сырной седмицей. Так Масленица «переехала» с марта на февраль. Но еще в XIX веке в отдаленных деревнях народ праздновал целых две недели, не обращая внимания ни на церковный календарь, ни на уговоры священников.
Более цивилизованный характер древнему ритуалу сумел придать Петр I. В городах Масленицу стали праздновать без непотребств. В деревнях же по-прежнему напивались до изумления и устраивали массовые драки со смертоубийствами.
Сегодня это вполне традиционное увеселение, обычная городская ярмарка. Но если вы хотите больше жести — присоединяйтесь к неоязычникам. Эти ребята собираются в лесу и празднуют Комоедицу по заветам предков — в дни весеннего равноденствия, в винтажных костюмах, с настоящими песнями, плясками и обрядами. Жгут костры, молятся Яриле и Велесу, водят хороводы, будят медведя. Отжигают, как тысячи лет назад.