Когда денег становится меньше, а близких порадовать хочется, в дело вступает секонд-хенд. В этом году дарить подарки на Новый год планируют 81% россиян. Это всего на 3% меньше, чем в 2021-м. Однако 24% граждан не исключают возможности преподнести презент, уже побывавший в употреблении. Год назад таких было всего 9%, показывают данные опроса, проведенного СДЭК и онлайн-магазином секонд-хенда «Рекульт».
В основном речь идет о подержанной технике, такой, как умные часы (43%), смартфоны (39%), планшеты (34%), ноутбуки (21%), игровые консоли (19%) и телевизоры (14%). Еще рассматривается одежда и обувь (8% — винтаж и 3% — обычная), велосипеды (13%), игрушки (9%), электросамокаты (7%). К категории б/у подарков авторы исследования также отнесли различный антиквариат (6%), книги (6%) и ювелирные изделия (4%), но тут история спорная — старинное (или даже просто уникальное и дорогое) украшение или издание прошлых веков могут быть гораздо ценее новых аналогов.
Большинство респондентов често признаются, что в сторону подержанных подарков их толкает желание сэкономить в принципе (45%) или сильный рост цен на оригинальную продукцию (57%). Еще 8% представились сторонниками осознанного потребления. При этом 64% заявляют, что и себе охотно покупают б/у товары, однако принять его в качестве подарка согласны только 34%. Получить в подарок редкую / винтажную вещь не против 37% участников опроса, 28% утверждают, что им не интересно происхождение подарка, потому что «главное — внимание», а 22% просто порадуются любой подаренной вещи.
В целом почти треть опрошенных (31%) намерены значительно сократить расходы на подарки. И примерно столько же (27%) планируют урезать эти траты несущественно. Еще 12% вовсе не собираются ничего дарить (год назад их было 10%), опять же, в основном из желания сэкономить (59%) и роста цен (52%). Четверть объяснили отказ от презентов уходом брендов, продукцию которых они изначально планировали вручать своим близким, 19% заявили, что у них просто нет праздничного настроения. Еще 13% поведали, что им некому дарить подарки.