Напомним, «Ридус» недавно выяснил, что за последние месяцы было отменено более 300 электропоездов по всей стране. РЖД взваливает вину за ситуацию на свои же «дочки» и предоставляет им выкручиваться, как смогут, а те в свою очередь обвиняют региональные власти, которые резонно говорят о нехватке средств и задранных тарифах.
Между тем РЖД, где тоже плачутся о нехватке средств, на самом деле выстроила настоящую бизнес-сеть, которая находится полностью в ее подчинении. Соответственно, железнодорожный монополист имеет возможность решить проблемы, но вместо этого "подсаживает на иглу" региональные власти, многие из которых и так уже задолжали миллионы этой монополии.
Обращение депутатов Госдумы содержит предложения по решению проблемы, сделанные по итогам выездного заседания рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог» в Ростове-на-Дону.
В 2012-13 гг. в России было отменено 310 пригородных поездов, а только с начала текущего года сняты с маршрутов еще 144 пригородных поезда в 26 регионах страны, отмечается в письме.
Причины сокращений подробно рассмотрели на круглом столе в Ростове-на-Дону с участием всех заинтересованных сторон - представителей региональных властей, РЖД и ее дочерних компаний, а чиновники Минтранса, ФСТ и Минрегиона проигнорировали встречу, хотя именно их недоработки спровоцировали кризис.
В 2014 году РЖД не получило от большинства регионов гарантий на субсидии, а правительство, не разобравшись в ситуации, разрешило РЖД в одностороннем порядке сокращать объемы пригородных перевозок. Регионы обоснованно жалуются на необоснованно завышенные счета, которые требуют оплачивать пригородные пассажирские компании (ППК) - «дочки» ОАО «РЖД».
В письме на имя премьер-министра активисты ОНФ наметили основные направления разрешения кризиса, выработанные выездным совещанием в Ростове-на-Дону.
По их мнению, нужно законодательно закрепить права и обязанности субъектов отрасли и механизмы взаимодействия между ними: внести в Госдуму Федеральный закон «О регулярном пассажирском сообщении», а также внедрить экономически обоснованный уровень тарифа на пригородные перевозки. Отсутствие ясности в этих вопросах вызывает тупиковые споры между ППК и регионалами, а от сокращения электричек страдают простые граждане. Поэтому нужны долгосрочные программы развития пригородного железнодорожного транспорта, согласованные не только с правительством, но и с населением регионов. Нужно также провести анализ затрат РЖД на содержание непрофильных активов вроде клуба «Локомотив», известного скандалами по покупке высокобюджетных иностранных игроков.
Член Центрального штаба ОНФ депутат Госдумы Александр Васильев считает, что без принятия мер количество пригородных перевозок будет уменьшаться и дальше, а это чревато не только страданиями дачников, но и разрывом сообщения между населенными пунктами и административными центрами. Особенно это ударит по инвалидам и пожилым людям, которым приходится пользоваться услугами медучреждений в райцентрах, поскольку численность медучреждений в провинции сокращают в связи с "оптимизацией».
Все это вполне может привести к социальному всплеску. В ОНФ уже регулярно поступают жалобы и письма с просьбой о восстановлении пригородного сообщения. И правительству нужно не игнорировать проблему, а как можно скорее ее решать. ОНФ будет контролировать ситуации в регионах, в том числе через региональные отделения.
Член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Михаил Старшинов подчеркнул, что у ОАО «РЖД» есть возможности оптимизировать свою деятельность без ущерба для пассажирских перевозок, не сокращая рабочие места и не экономя на ремонте путей. Нужно идти другим путем - сокращать нецелевые расходы.