Как сообщил в понедельник сайт министра культуры Владимира Мединского, началось открытое голосование по ста фильмам, которые могут быть рекомендованы для просмотра в школах. Сообщение вызвало немедленный отклик: министру уже предлагают рассмотреть такие картины как «Брат», «На игле», «Вий» и «Хранители».
Сообщение звучит следующим образом: «На сайте Культура.рф началось открытое голосование по 100 фильмам, которые могут быть рекомендованы для просмотра в школах. Любой пользователь может в течение двух недель предложить 3 отечественных и 3 иностранных фильма. Все предложения будут суммированы и 300 фильмов-лидеров, которых предложит наибольшее количество граждан, будут выложены вновь на 2 недели уже для сокращения.
Получившийся в итоге список 100 фильмов рассмотрят Общественный совет при Минкультуры и при Минобрнауки. Если они одобрят получившийся список, будет проработан алгоритм введения дополнительного предмета в школах». Свои предложения можно оставить, войдя на сайт через социальные сети или создав персональный аккаунт.
Тема «100 лучших фильмов в школе» вновь возникла на горизонте 29 июня, когда во время Круглого стола «О развитии национального кинематографа» кинорежиссер Никита Михалков среди прочего предложил: «Я считаю, что в школах должны быть введены уроки – сто лучших фильмов мира, которые должны быть в программе {…}. Чтобы с 6-7 класса дети понимали, чтобы им объяснили это, чтобы они хотя бы увидели это. Ведь они этого нигде и никогда не увидят. Нужно усилие». Министр культуры откликнулся моментально, сказав, что это «очень хорошая идея – она практическая, понятная и очень быстрореализуемая. Самое главное, чтобы была методика отбора».
Однако вряд ли ведь он имел в виду отбор путем народного голосования. Референдум на столь обширную тему у нас попросту бесполезен – в кино, как известно, отлично разбирается если не каждый, то каждый второй, причем многие посетители кинотеатров всерьез полагают, что разбираются в вопросе куда лучше иных специалистов. Так что в предложениях, конечно, не будет недостатка, но если вдруг на первое место выйдут «Трансформеры» или «Сумерки», Общественному совету останется только скорбно покачать головами – и составлять список уже без учета народного волеизъявления.
Между тем сама идея по-прежнему вызывает много вопросов. Она же не впервые была озвучена Михалковым именно в этом году – разговоры о необходимости курса кино в школах ведутся уже много лет, они начинались еще при советской власти. И имеют под собой весомые основания: изучаем же мы литературу – а кино такое же искусство. Только вот как его преподавать? Как ту же литературу – или, напротив, как историю? С детальным разбором каждого произведения – или только с зубрежкой основных дат и фактов? Большая, согласитесь, разница. И какова главная цель этого курса: привить любовь к кино – или просто дать общее представление?
Ведь если составители программы, рассчитанной минимум на три года, пойдут по хронологическому принципу, то шестиклассникам достанутся шедевры немого черно-белого кино – что вряд ли будет способствовать сильной любви к предмету. Может, лучше тогда начинать все же не с Гриффита и не с «Броненосца «Потемкина», а показать для начала… Ну, допустим, «Александра Невского» или «Чапаева» - тоже ч/б, но вроде как с «приключенческим» началом, «про войну»?.. Или вопрос, что и в каком классе следует показывать детям, Министерство поднимет только с готовым списком на руках? И кстати, если показывать сейчас «Чапаева» (а как не показывать?!), то мы теперь за кого? За белых или за красных?..
Остается нерешенным и вопрос, как будет осуществляться демонстрация фильмов. Вряд ли это будут походы в кинотеатр – не у каждой школы таковой имеется поблизости. Значит, это будут школьные сеансы – на экране в актовом зале или на плазме в каждом отдельном классе? И будет ли это DVD – или болванка с фильмом, скачанным из сети? Ведь если первый вариант, то сколько же это будет стоить: сто дисков для всех (!) школ нашей необъятной страны?.. И будут ли это оплачивать родители или государство?
Особый момент – нужно все-таки понимать, что речь идет о списке фильмов, рекомендованных именно для школьного возраста. Стало быть, значительная часть мирового наследия изначально вычеркивается – потому что очевидно, что серьезные фильмы чаще всего снимают все-таки для взрослых. Вот как показать в школе «Крестного отца»?.. Великий фильм – но вся школа ведь на следующий день будет играть в Майкла Корлеоне! Другой вопрос, что молодой зритель и сам этот фильм рано или поздно посмотрит – и может, школа как раз ему что-то бы в этом отношении объяснила?..
Вопросов, короче говоря, пока больше, чем ответов. Но механизм запущен – давайте тогда приступим к голосованию.