Авто

Представитель «Яндекс.Такси» раскрыл тайную «кухню» извоза

7 272757

Водитель на машине с символикой «Яндекс.Такси» сбил мексиканцев в воскресенье в Москве, что стало первым резонансным ЧП с начала чемпионата мира по футболу в России.

На следующий день похожее ДТП случилось в Санкт-Петербурге, где машина, снова с символикой «Яндекс.Такси», вылетела на тротуар и врезалась в столб.

Хотя некоторые СМИ намекают, что это были попытки «давильных» терактов, все же происшествия похожи на банальное ДТП. И они особо неприятны именно тем, что они банальны.

В первом случае за рулем был киргиз, во втором — узбек.

Водитель-киргиз заявил, что проработал 20 часов за рулем и заснул. Чем объясняет произошедшее узбек, пока не известно.

Засыпание водителей такси за рулем уже давно не кажется чем-то из ряда вон выходящим — люди (и это касается не только извоза, но и всего мелкого частного бизнеса) вынуждены в буквальном смысле спать на работе, чтобы свести концы с концами.

Но если о тяжелых буднях большей части мелкого бизнеса известно только посвященным, то с такси сталкивается практически каждый житель страны. Причем слово «сталкивается» в свете последних ДТП надо иногда понимать буквально.

Корень проблемы в том, что посредники (агрегаторы) взяли на себя право устанавливать тарифы, отобрав это право у таксиста, оставив на нем всю ответственность за нештатные ситуации. Думаете, „Яндекс.Такси“ в этой истории что-то компенсирует мексиканцам? Ха! — заявил «Ридусу» лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

Петр Шкуматов сильно упрощает схему работы агрегаторов с таксопарками, опровергает представитель «Яндекс.Такси» Владимир Исаев.

Перевозчиком является не „Яндекс“, а таксопарк, — в случае с московским ДТП это компания Checkpoint. Водитель работает именно там, и ответственность несет именно таксопарк. Точно так же и тарифы, и зарплату водителей „Яндекс“ устанавливает совместно с таксопарками; мы рынок цен не регулируем, — сказал он «Ридусу».

Зато «Яндекс» оплачивает страховку водителя и его пассажиров на время поездки — до 2 миллионов рублей на человека, так что ответственность за ДТП агрегатор тоже разделяет, добавляет его представитель.

По словам Исаева, таксопарки заинтересованы в «оклеивании» своих автомашин логотипами «Яндекса» в силу большей узнаваемости последнего: кто знает, что такое тот же самый Checkpoint?

Мы выполняем только роль информационного посредника. Наша задача — привлечь к таксопарку пассажиров. Таксопарк может и без нашей помощи размещать рекламу, но делать это через „Яндекс.Такси“ намного эффективнее с точки зрения затрат на маркетинг, — говорит он.

Это означает, что два такси с одинаковым логотипом «Яндекса» юридически никак между собой не связаны и у их водителей могут быть совершенно разные трудовые договоры, зарплата и прочие условия работы. Поэтому обвинения Шкуматова в адрес агрегаторов — не по адресу: ведь все трудовые отношения с водителями устанавливают их работодатели, которым «Яндекс.Такси» не является, заключает Исаев.