Евро может стать жизнеспособной альтернативой доллару, принеся валютному содружеству огромные выгоды, если правительства смогут укрепить финансовую архитектуру и систему безопасности блока. Об этом заявила в понедельник президент ЕЦБ Кристин Лагард.
Обеспокоенные неустойчивой экономической политикой США, глобальные инвесторы в последние месяцы сокращают вложения в долларовые активы. Но многие из них предпочли золото в качестве альтернативы. По данным Всемирного золотого совета, мировой спрос на золотые слитки вырос до 257 метрических тонн в I квартале 2025 года, что на 13% больше, чем год назад.
Что же касается евро, его глобальная роль фактически остаётся неизменной на протяжении десятилетий, поскольку финансовые институты ЕС остаются незавершёнными, а правительства не проявляют особого желания идти на дальнейшую интеграцию.
Роль доллара США снижалась в течение многих лет. Сейчас на его долю приходится 58% международных резервов. Это самый низкий показатель за последние десятилетия. Однако евро занимает почти в три раза меньше — всего 20%.
«Происходящие изменения создают предпосылки для глобального перехода к евро. Но он не получит влияния по умолчанию, придётся его заслужить», — сказала Лагард на лекции в Берлине.
По её словам, для этого Европе нужен более глубокий и ликвидный рынок капитала. ЕС должен укрепить правовые основы и подкрепить стремление к открытой торговле возможностями обеспечения безопасности. А любое усиление роли евро должно совпадать с увеличением военной мощи, которая может поддержать партнёрские отношения.
«Это связано с тем, что инвесторы, особенно официальные, стремятся к геополитическим гарантиям в другой форме. Они вкладывают средства в активы регионов, которые являются надёжными партнёрами в области безопасности и могут поддерживать альянсы с помощью жёсткой силы», — процитировало агентство Reuters выступление Лагард.
Европе следует сделать евро предпочтительной валютой для компаний, выставляющих счета за международную торговлю, добавила она. Этому может способствовать заключение новых торговых соглашений, расширение трансграничных платежей и соглашения о предоставлении ликвидности с ЕЦБ.
Однако, по словам Лагард, реформирование внутренней экономики может оказаться более насущной задачей. По её словам, рынок капитала еврозоны по-прежнему фрагментирован и неэффективен. Ему не хватает по-настоящему ликвидных, широко доступных надёжных активов, к которым могли бы стремиться инвесторы.
Совместное заимствование стало табу для некоторых ключевых членов еврозоны, особенно для Германии, которая опасается, что её собственным налогоплательщикам в конечном итоге придётся расплачиваться за финансовую безответственность других.
Но Лагард утверждает, что выгоды будут значительными для всех, если Европа добьётся успеха на данном поприще. Приток инвестиций позволит местным игрокам брать займы по более низкой цене, оградит блок от колебаний обменного курса и защитит его от международных санкций.