В мае 2016 года у меня была возможность увидеть эту «кухню» изнутри в лондонском аэропорту Станстед.
Раньше об этом не рассказывала, потому что эта история оставила у меня тогда легкий привкус стыда.
Сейчас понимаю, что это был интересный опыт и стоит рассказать. Как и о том, что не все ладно в датском британском королевстве, условно говоря. Заодно и про сам аэропорт расскажу.
Хочу сказать, что тогда не на все детали обратила внимание, отчасти из-за отсутствия опыта, отчасти из-за не вполне адекватного состояния после смерти мужа и первой вылазки без него за границу.
Да и, собственно, в аэропорту оказалась после почти 20-летнего перерыва, поэтому не помнила, как и что там обычно устроено.
© RENATARФотографий в Станстеде тоже не сделала, было не до них, поэтому для иллюстрирования поста пришлось брать помощь у интернета, у «Википедии», официального сайта аэропорта и прочих ресурсов по теме.
© RENATARВ прошлом году рассказывала о своем автобусном туре в Шотландию, который решила прервать почти в самом конце, когда мы прибыли в местечко Хаунслоу под Лондоном.
Там встретилась с viola_alpinus для того, чтобы погулять по Лондону и потом вместе предпринять авиаперелет в Вену. Организационными моментами занималась viola_alpinus, как человек, имеющий богатый опыт авиаперелетов за плечами. У меня такого опыта не было вообще, поэтому доверилась ей.
Так заранее, за два месяца были куплены билеты на самолет компании Eurowings, вылетающий из аэропорта Станстед в Вену в 14:55 29 мая 2016 года.
© RENATARАэропорт расположен в районе Атлсфорд в английском графстве Эссекс в 48 км на северо-восток от Лондона. Находится в 3 км от Бишопс Стортфорд и в 10 км от Харлоу. Туда можно добраться поездом, автобусом или на такси. Стоимость проезда на такси тогда была что-то около £60–£65.
© RENATARЗамечу, что Лондон обслуживают целых девять аэропортов! Из самых крупных известны следующие пять: Хитроу (London Heathrow Airport), Гатвик (Gatwick Airport), Лондон-Сити (London City Airport), Лутон (London Luton Airport) и Станстед (London Stansted Airport), код последнего — IATA: STN, ICAO: EGSS.
Это третий по размеру аэропорт Лондона после Хитроу и Гатвика. Представляет собой крупный пассажирский аэропорт с одной взлетно-посадочной полосой, предполагалось строить еще полосу. Официальный сайт London Stansted Airport http://www.stanstedairport.com
© RENATARСтанстед является хабом ряда европейских лоукост-авиакомпаний. Основные перевозчики: Rayanair и EasyJet. Обслуживается более 30 стран и 160 направлений, в том числе RIX, KUN, VNO, GDN, WMI, WRO, BGY, CIA, MAD, NYO, OPO, MRS, FMM, DUB.
© RENATARВ аэропорту Станстед один терминал с тремя сателлитами, два связаны с главным терминалом мостом, третий — транзитной системой.
© RENATARЗдание терминала было построено известной фирмой Foster Associates, особенностью его конструкции стала т. н. плавающая крыша, которая крепилась на каркасе из труб в форме перевернутых пирамид, создавая стилизованный образ лебедя в полете.
Внутри каждой из труб конструкции проложены коммуникации, обеспечивающие освещение, а также кондиционирование, телесвязь и электроснабжение.
© RENATARНадо сказать, что я тогда практически не обратила внимание на оригинальную архитектуру, не говоря уже о лебедях.
Мы приехали из Лондона на такси буквально в последний момент к началу регистрации из-за пробки по дороге. И, выскакивая из машины, я видела смутно что-то вроде этого:
© RENATARДаже в таких подробностях не помню.
© RENATARКомпоновка аэропорта разработана таким образом, чтобы обеспечить свободное перемещение прибывающих пассажиров к кратковременной автостоянке, движение через зал регистрации и службу безопасности с выходом к гейтам находится на одном уровне.
Зал регистрации кажется огромным, но заполненным бесконечными перегородками и «кубиклами».
© RENATARВ терминале работают пункт обмена валюты, камеры хранения, несколько магазинов и ресторанов, точка доступа в интернет, пункт проката автомобилей.
Правда, ничем этим я не воспользовалась, было, мягко говоря, не до того.
© RENATARИнформационные табло тут с очень мелким текстом:
© RENATARКак пишут в интернете, очень много рейсов выполняется рано утром. В эти часы аэропорт похож на муравейник, в котором легко запутаться.
Но и в середине дня я такой пустоты там не помню, везде были люди и чемоданы, очень много людей и чемоданов…
© RENATARСтоек регистрации, кстати тут порядка двухсот, как опять же пишут в интернете, многие из них обслуживают Ryanair.
© RENATARМы подошли сначала к обычной стойке, где была регистрация для рейса Eurowings, но нас переадресовали на стойку для людей с особыми потребностями.
© RENATARПоскольку рейс отложили на 20 минут, то пошли сначала искать туалет. Там была очередь, и вдобавок туалет закрывался на помывку, уже стояла клининг-тележка, перекрывая проход.
Я еще успела сходить, а моей спутнице пришлось искать другой. Такого дизайна, как на фото, я не помню. Помню только, что было тесно и бело кругом.
© RENATARПро регистрацию для инвалидов. Дело в том, что моя спутница, заказывая авиабилеты, специально указала, что у меня проблемы со слухом, по совету одной моей знакомой.
Но слух — это ведь не проблемы опорно-двигательного аппарата! Я была в шоке, когда мне выкатили инвалидную коляску… То есть они там не различают диагнозы и предлагают это всем.
Я не знаю, почему моя спутница не отказалась тогда от коляски, я же была настолько шокирована, что даже слов в тот момент не нашлось. :-)
Причем катить коляску пришлось именно моей спутнице. Мне было очень стыдно, ведь я могла идти самостоятельно, зачем же обременять своей здоровой тушкой другого человека?
© RENATARИ мы покатили на досмотр.
© RENATARЧто интересно, мою спутницу досматривать не стали, а вот меня обыскали с головы до ног. Но: при этом спросили, где у меня болит, чтобы не причинять там боль своими прикосновениями.
Я сразу вспомнила про гипс из фильма «Бриллиантовая рука», наверное, смогла бы так провезти бриллианты, если бы знала? Шучу, конечно.
У меня была в то время проблема с ногой, трофическая язва, которая потом зажила. Но тогда я могла со спокойной совестью на это место показать.
© RENATARОтносительно правил досмотра — их можно посмотреть на английском языке на официальном сайте аэропорта.
© RENATARПосле досмотра попадаешь в более приятную часть аэропорта:
© RENATARМы покатили через все магазины дьюти-фри, всюду светилась реклама и декоративная подсветка.
© RENATARЧего только там не было. Я набрала побольше фоток оттуда для фиксации своих воспоминаний.
© RENATARБолее темные места сменялись ослепительным светом, когда едешь на коляске, это все мелькает быстрее и не успевает осмыслиться до конца:
© RENATARЧередовались закругленные формы, в памяти это все осталось таким жизнерадостным хаосом.
© RENATARГде-то мелькнуло и большое открытое пространство, почему-то вызвавшее восторг:
© RENATARНо надо сказать, что без посторонней помощи я не смогла бы ориентироваться. Мало того, что была оглушена новизной впечатлений, языковым барьером, но там еще были и табло, оказывается, но очень мелкие, с моим зрением я их даже не заметила.
© RENATARКогда мы миновали зону торговли, оказалось, что до гейта надо ехать на монорельсе.
© RENATARГлядя на фото аэропорта, кажется, что расстояния там не очень большие, зачем монорельс? Но для настоящих, а не фальшивых инвалидов это, безусловно, намного удобнее:
© RENATARПодождали у этих дверей, пришел автоматический вагончик, двери открылись, мы загрузились в него и поехали.
© RENATARИз вагончика это выглядело как-то так:
© RENATARНо общее впечатление осталось таким серым и технологичным :-) Для ошалевшего от новых впечатлений человека так бывает :-)
© RENATARПриехали в длинное светлое здание с интерьерами такого типа. Вот там уже никаких табло не было, по крайней мере в пределах видимости. Устроились на этих сидениях, перекусили немного. И через какое-то время по трансляции прозвучала информация о смене гейта.
Я бы даже этого не поняла вообще и, естественно, никуда бы не улетела, но, к счастью, это услышала моя спутница.
© RENATARВот на этом фото какие-то мониторы вижу, но в моем терминале этого не помню, было как на фото выше:
© RENATARПришлось снова залезать в коляску и катить на другой конец здания. Из плюсов — там у барьера перед проходом на посадку уже собралась очередь, но инвалидные коляски пропускают первыми.
© RENATARИ только за барьером обнаружилась сотрудница то ли аэропорта, то ли авиакомпании, которая покатила мою коляску. Причем девушка была весьма субтильного телосложения и оттого мне тоже было неловко сидеть в коляске, тем более что мой вес тогда был намного больше, чем сейчас.
© RENATARОглядываясь на происходящее, я не уверена, что самостоятельно смогла бы добраться до одного гейта и перебежать на другой.
Сопровождения со стороны служащих не было до определенного момента.
Я, кстати, не помню точно, на каком этапе, но нам пришлось воспользоваться эскалатором, и меня спросили, могу ли я, блин, сделать сама пару шагов из коляски.
© RENATARНе могла дождаться, пока этот абсурд не закончится. В самолет закатили по телескопическому трапу и передали на руки стюардессам.
Когда мы прилетели в Вену и двери самолета открылись, меня уже поджидала еще одна женщина невысокого роста с инвалидной коляской… Как они, бедные, вообще возят тяжелых клиентов?
Если бы это был плечистый мужчина, мне не было бы так неловко, честно говоря.
Кстати, в Вене все было намного проще, меня сразу довезли до самого выхода из терминала, но от Станстеда и его инфраструктуры я осталась в легком недоумении и осознании, что ничего не поняла, как там что должно было быть. Может, viola_alpinus что-то сможет объяснить и дополнить к моему рассказу, она, в отличие от меня, все слышала, и аэропорт ей был знаком.
© RENATARТеперь понимаете, почему мне одной не хочется летать самолетами? Слишком много рисков что-то не понять, не услышать, пойти не туда.
Рассчитывать на сотрудников аэропорта считаю игрой в рулетку — хорошо, если повезет с внимательными работниками, а если нет?
Да и вступать с ними в контакт из-за моего слуха проблематично даже на родном языке. А уж на других языках это станет огромным стрессом.