Общество

Принудительная радость: Китай объявил войну интернет-пессимизму

0 2919

Администрации киберпространства Китая объявила войну пессимизму. На днях интернет-регулятор страны анонсировал двухмесячную общенациональную кампанию по сдерживанию пессимистических настроений, распространенных в социальных сетях, на платформах прямых трансляций и коротких видеороликов.

Некоторые материалы «злонамеренно искажают социальные явления, избирательно преувеличивают негативные случаи и используют их как возможность для продвижения нигилистических или иных негативных мировоззрений», говорится в заявлении ведомства. Другие «чрезмерно принижают себя или усиливают чувства отчаяния и негатива, побуждая других следовать их примеру».

Тревожность под запретом

Годы экономического спада, спровоцированные кризисом на рынке недвижимости, подорвали доверие граждан, снизили потребление и увеличили безработицу, особенно среди молодёжи Китая, что ухудшило их перспективы и взгляды на жизнь. Подобные настроения привели к тому, что молодое поколение стало склоняться к такому образу жизни, как «лежать плашмя» — термину, описывающему стремление к простой жизни без стресса, который приобрел популярность в китайском интернете в 2021 году.

Несколько блогеров, известных тем, что документируют свой «лежачий» образ жизни, сообщили, что их видео были удалены, а их аккаунты в социальных сетях заблокированы. Интернет-регулятор также недавно оштрафовал ряд интернет-платформ за ненадлежащую модерацию контента на их сайтах.

В заявлении регулятор сообщил, что меры пресечения также распространяются на контент, «подстрекающий к крайней конфронтации между группами», «распространяющий страх и тревогу» и «разжигающий насилие и враждебность в Интернете».

© ru.freepik.com

Онлайн-посты, комментарии и популярные темы об экономических слухах и «пораженческих нарративах вроде „усилия бесполезны“» — всё это попадает под сферу действия новой кампании. Она также нацелена на контент, который «продаёт тревожность», то есть эксплуатирует проблемы, связанные с трудоустройством, знакомствами и образованием, для стимулирования продаж курсов или связанных с ними товаров.

Регулятор призвал общественность «активно сообщать о подобных случаях», чтобы «противостоять злонамеренному разжиганию негативных настроений». В комментарии, опубликованном государственными СМИ, кампания была названа «своевременной» реакцией на «царствующий хаос».

Этот «поезд» не остановить

Среди китайцев наблюдается «значительный недостаток мотивации, даже пессимизм» в отношении личных перспектив, рассказал CNN профессор политологии Национального университета Сингапура Джа Иан Чонг, специализирующийся на Китае. По его словам, «разумно ожидать», что китайские власти будут стремиться стимулировать доверие потребителей и рост потребления для оживления экономического роста.

«Одним из способов достижения этой цели может быть управление общественными настроениями в интернете», — сказал он.

Экономика Китая продолжает бороться с многочисленными внутренними и внешними проблемами. Рост промышленного производства и розничных продаж, отражающий состояние промышленности и потребления в стране, упал до 12-месячного и 9-месячного минимума соответственно. Уровень безработицы среди молодёжи вырос до двухлетнего максимума в 18,9%.

И хотя репрессии вполне могут изменить тон в Интернете, общие настроения вряд ли изменятся без улучшения перспектив в жизни и карьере, а китайские интернет-пользователи, как и раньше, найдут способы самовыражения в сети, считает Чонг.

Последней реакцией на внешнее давление в условиях экономического спада стало появление в Интернете «крысолюдов» — китайской молодежи, ведущей образ жизни, подобный образу жизни грызунов, который включает в себя рытье нор в постели и заказ еды на дом, чтобы не выходить на улицу.

«Государство будет пытаться пресекать появление новых терминов и выражений, но они будут продолжать развиваться», — резюмировал Чонг.