Интернет

Приступить к ликвидации: пользователи Gmail могут остаться без почты

0 4464

В среду компания Google объявила, что в декабре текущего года удалит навсегда аккаунты миллионов пользователей по всему миру в рамках «генеральной уборки» своих серверов. «Ридус» выяснил, кто может остаться без услуг Google и как не попасть под «большую чистку».

Что задумали в Google

Google.© unsplash.com

Технологический гигант Google 17 мая разместил официальное предупреждение, что приступает к расчистке авгиевых конюшен, в которые за долгие годы превратились его сервера.

Причиной, по которым компания начинает удалять миллионы аккаунтов своих пользователей, Google называет угрозу безопасности всей своей экосистеме, включающей почту Gmail, календарь, офисные приложения Docs, Drive, Meet, видеоредактор YouTube, магазин приложений PlayStore и множество других онлайновых сервисов.

«Долгое время не используемые аккаунты становятся легкой добычей сетевых злоумышленников, которые перехватывают их у законных владельцев, меняют пароли и подставляют ничего не подозревающих хозяев, используя аккаунты без их ведома для различных неблаговидных целей, включая рассылки спама и воровство личных данных», — говорится в пресс-релизе Google.

Для предотвращения таких ситуаций начиная с сегодняшнего дня Google вводит новую политику в отношении «спящих» аккаунтов. Она чем-то похожа на правила разнообразных бонусных программ торговых сетей и авиакомпаний, когда не использованные в течение определенного срока баллы сгорают. В данном случае Google будет автоматически ликвидировать аккаунты, владельцы которых не проявляли никакой активности в течение 730 дней подряд.

Нововведение касается именно личных аккаунтов, но не затрагивает принадлежащие юридическим лицам.

Как сохранить годами нажитое

Чтобы не потерять огромные массивы информации, документы, фотографии, видеозаписи, историю переписки и прочие данные в одночасье (и без возможности восстановления), решение может быть только одно: «будить» свой аккаунт хотя бы один раз в два года.

Можно при этом не совершать никаких действий, достаточно просто залогиниться под своим именем — и ваш личный кабинет в Google сможет снова спать спокойно еще 730 дней.

Проблема в том, что огромное количество людей, которые по тем или иным причинам не используют когда-то давно созданный аккаунт, имеют свойство забывать свои логины, пароли или то и другое вместе. Впрочем, логика подсказывает, что если человек забросил свой аккаунт много лет назад, вряд ли его исчезновение станет трагедией, ведь все равно воспользоваться им у такого владельца нет возможности.

Почему опасно долго «спать»

© unsplash.com

Любые личные данные, хранящиеся в облаке, подвержены риску быть скомпрометированными, сказал «Ридусу» эксперт по кибербезопасности Сергей Вакулин. Но, подчеркивает он, для спящих аккаунтов такой риск многократно выше, чем для постоянно работающих.

«Ваши данные — переписка, геолокация, фотографии и так далее — могут попасть в чужие руки в основном двумя путями. Первый — это так называемый hoarding, перебор паролей. Чем более быстродействующими становятся компьютеры, тем более упрощается задача хакеров по вскрытию чужих аккаунтов. Именно поэтому рекомендуется менять пароли настолько часто, насколько возможно», — говорит эксперт.

Второй риск потерять свой аккаунт раз и навсегда, по словам Вакулина, заключается в том, что базы данных интернет-компаний, как бы они ни защищались, время от времени сливают злоумышленники (в основном из числа сотрудников этих компаний).

«Разумеется, интернет-компании в таких случаях моментально принимают чрезвычайные меры, предупреждая пользователей о произошедшем и требуя немедленно поменять пароли. Но если аккаунт спит, то его владелец просто не получит экстренное предупреждение, и его личные данные попадут в свободное пользование злоумышленников. Поэтому удаление неактивных аккаунтов — это в первую очередь способ защиты их „забывчивых“ владельцев от похищения их личной информации», — говорит Вакулин.

В Рунете много шума наделала компрометация всего массива пользователей соцсети «ВКонтакте» в марте 2022 года. По одним данным, утекли данные пяти миллионов пользователей, по другим — 100 миллионов.

За несколько дней до этого в интернете появился сайт, на котором содержалось более 58 тысяч адресов клиентов службы доставки «Яндекс.Еда», их имена, адреса, номера телефонов, e-mail и даже суммы заказов. Данные были доступны по клику на карту или через поиск — достаточно было ввести номер телефона или фамилию.