Кино Фоторепортаж

«Притяжение» — фильм, приготовивший зрителям большой сюрприз

8 5552

«Притяжение»

Россия, реж. Фёдор Бондарчук, в ролях: Ирина Старшенбаум, Александр Петров, Риналь Мухаметов, Олег Меньшиков, Никита Кукушкин, Евгений Сангаджиев, Алексей Маслодудов, Сергей Гармаш, Людмила Максакова.

Сайт фильма

Москвичи собираются полюбоваться редким природным явлением — звездопадом, метеоритным дождём, тогда как военные обеспокоены: на Землю несётся огромный и, кажется, управляемый шар явно инопланетного происхождения. Снеся верхушки нескольких жилых домов (что самое странное — с минимальными для такой катастрофы жертвами), нечто падает в итоге в Северном Чертаново аккурат в тот момент, когда влюблённые Юля и Тёма начинают кувыркаться в постели.

Трейлер фильма «Притяжение»

Как ранее с американским «Прибытием», создатели и прокатчики фильма просят даже в рецензиях сохранять максимальную таинственность — хотя главный сюрприз картины лежит буквально на поверхности и внимательный зритель считает его уже во вступительных титрах. С уважением относясь к этой просьбе, нельзя всё же не заметить, что так тщательно скрываемый «спойлер» существенно меняет ни много ни мало, а сам жанр и даже масштаб представляемой ленты.

Ведь судя по роликам, можно предположить, что «Притяжение» — это размашистая фантастика с роскошными спецэффектами, тогда как фильм — в первую очередь история подростковой любви, к тому же с отчётливым социальным оттенком.

И даже если сохранить молчание насчёт всего остального (что, конечно, обеднит данный текст), нельзя не отметить главный «обман», который может заметным образом ударить по карману будущих зрителей: формат IMAX 3D, на который упирает реклама, здесь попросту необязателен. На всё двухчасовое полотно имеется только одна достойная огромного экрана сцена, которую вы все прекрасно знаете уже по рекламному ролику.

Сокрушительное приземление инопланетного корабля действительно впечатляет — но это всё, и больше ничего аналогичного тут не будет. Зачем IMAX (без которого прекрасно обошёлся даже «Викинг») фильму, имитирующему «документальный подход» при помощи телевизионной и ютьюбовской картинки, — вопрос, что называется, открытый.

Ролик фильма «Притяжение»

Однако если не принимать во внимание этот чисто рекламный трюк, «Притяжение» Фёдора Бондарчука — кино очень достойное, причём практически по всем показателям. Здесь всё — от сценария до музыкального сопровождения — сделано до безупречности грамотно, и если начинать придираться — то разве что по какой-то мелочи.

Ну, допустим, по сюжету вполне можно было бы обойтись без прогрессивной бабушки или депутата парламентской группы, однако их присутствие отнюдь не уводит действие куда-то в сторону, а лишь обогащает его, привнося в рассказ определённые (семейные или политические) нюансы.

Нельзя, впрочем, сказать, что фильм совсем уж идеально выдержан по ритму — некоторое ощущение затянутости от него всё-таки остаётся. Но и в категорию «минусов» это замечание не отнести: даже если «Притяжение» и идёт чуть дольше, чем следовало бы, многие зрители — и в особенности зрительницы — наверняка потом скажут, что «смотрели бы его и смотрели».

Короче, в отличие от «Сталинграда» — пусть и ставшего самым кассовым российским фильмом в истории нынешнего кинопроката, но получившего немало нареканий от критики, — ругать новую работу Бондарчука совершенно не хочется. Да, здесь не так много эффектных и зрелищных сцен, на которые можно было бы, исходя из рекламы, рассчитывать, но снято всё здорово, бойко, задорно, на очень высоком для заданных целей кинематографическом уровне.

Ролик фильма «Притяжение»

Пожалуй, единственный принципиальный «прокол» создателей ленты (да и то относительный, к тому же наверняка сознательный) — та реалистично выписанная «крайне агрессивная среда», в которой «повезло» родиться и жить героям. С пеной у рта доказывая, «кто главный на районе», с вызовом крича «А мы из Чертаново», они едва ли не всяким своим появлением подтверждают, что шутка «Надо было на Финляндию падать» — вовсе даже не шутка. Уж не знаю, кто там чего увидит из космоса, но фильм весьма наглядно показывает известный столичный район так, что жить там совершенно точно не хочется.

В какой-то мере это ощущение можно отнести и к Москве, да и к России в целом — так что даже оставаясь в рамках мейнстримовой фантастики, «Притяжению» удаётся довольно красочно выписать картину вырастающего из низов социального бунта. Причём не какого-то отстранённого, а вполне конкретного: мелькающие в теленовостях Путин и Трамп только подчёркивают, что события фильма (со всей их условностью) разворачиваются здесь и сейчас.

И когда школьный учитель призывает не спешить с выводами, так как «мы понятия не имеем, какие нормы морали у пришельцев», лишний раз задумаешься над тем, а какие, собственно, нормы морали сохранились у сегодняшних землян.

Фёдор Бондарчук

Риналь Мухаметов

Риналь Мухаметов

Михаил Врубель

Никита Кукушкин

Сергей Гармаш

Дмитрий Рудовский

Анна Калашникова

Доминик Джокер

Ирина Старшенбаум

Александр Петров

Илья Стюарт и Светлана Устинова

Ян Гэ

Сергей Мазаев с дочкой Анной

Денис Клявер с супругой

Константин Крюков с Женой Алиной

Игорь Угольников

Сергей Минаев

Алла Пугачёва

Олег Меньшиков