Официально Берлинский фестиваль заканчивается только 15-го февраля: последний день традиционно отдан зрителям, которые могут наверстать упущенное и посмотреть, например, те картины, которые в субботу вечером были отмечены призами. Их мы сейчас и перечислим.
Главного «Золотого медведя» жюри под председательством Даррена Аронофски присудило иранскому фильму «Такси». Сюжет ленты прост: автомобиль колесит по улицам Тегерана, перевозя к месту назначения то одного пассажира, то другого, то третьего. Ну, а как во время поездки не поговорить с водителем, как не обсудить с ним наболевшее?.. Слово за словом, взгляд за взглядом — и получается не галерея обывателей, а портрет целой страны. Особо яркий ещё и потому, что сидящий за рулём режиссёр Джафар Панахи судебным приговором лишён на родине права на профессию. Но душу художника не задушишь — и он продолжает снимать кино вопреки всем обстоятельствам. И судя по высокой награде, подкреплённой также призом ФИПРЕССИ, — кино первосортное.
Однако власти Ирана не отпустили Панахи из-под домашнего ареста даже сейчас — и главный приз Берлинале от его имени получала племянница режиссёра. Здесь напомним, что четыре года назад «Золотой медведь» также достался иранскому кинематографисту — Асгару Фархади за драматический «Развод Надера и Симин» (позднее премированный ещё и «Оскаром»). Сам Джафар Панахи за свою творческую жизнь был уже удостоен каннской «Золотой камеры» (за дебютный «Белый шар» в 1995-м), венецианского «Золотого льва» (за «Круг» в 2000-м) и второй по значимости берлинской награды — Гран-при жюри (за «Офсайд» в 2006-м).
Нынче своё Гран-при жюри присудило чилийскому «Клубу» Пабло Ларраина; можно подумать, что название ленте дало увеселительное заведение, но нет — речь о своеобразном «клубе» священников. «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру в этот раз получили сразу двое: румын Раду Жуде, в фильме «Браво!» описавший быт румынских князей начала 19-го века, и полька Малгожата Шумовска, поставившая «Тело» — об отношениях следователя с анорексичной дочерью. Актёрские награды фестиваля забрали Шарлотта Рэмплинг и Том Кортни, сыгравшие супругов, готовящихся отметить «45 лет» со дня свадьбы (Великобритания, реж. Эндрю Хэй).
Приз за лучший сценарий получил чилиец Патрисио Гусман — он же и режиссёр картины «Перламутровая пуговица», также отмеченной экуменическим жюри. Премия Альфреда Бауэра, присуждаемая за открытие новых перспектив, досталась уроженцу Гватемалы Хайро Бустаманте за фильм «Вулкан Иксканул». Приз за лучший дебют — у Гэбриела Рипштейна, рассказавшего о том, как торговец оружием похищает преследующего его законника («600 миль», Мексика — США).
Разделён в этом году и приз за выдающийся художественный вклад (не в искусство в целом, а в конкретное произведение), который не имеет постоянного профессионального «прикрепления»: в числе его обладателей есть не только режиссёры, но и актёры, композиторы, операторы. Последние отмечены и на юбилейном фестивале: Стурла Брандт Гревлен получил «Серебряного медведя» за работу над немецкой «Викторией» (реж. Себастьян Шиппер), а россиянин Евгений Привин и украинец Сергей Михальчук — за фильм Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками».
Эта лента, созданная при участии трёх стран — России, Украины и Польши — повествует о людях, живущих в 2017-м году в ожидании новой войны. Примечательно, что призом за лучшую операторскую работу — только в Венеции — была отмечена и предыдущая полнометражная картина Германа «Бумажный солдат», а в Берлине аналогичного «Медведя» пять лет назад получил оператор Павел Костомаров («Как я провёл этим летом»).
Кстати, о России по ходу конкурса говорили не только в связи с притчей Германа, но и благодаря знаменитому Питеру Гринуэю: тот по-своему интерпретировал жизнь великого Сергея Эйзенштейна в скандально прозвучавшем байопике «Эйзенштейн в Гуанахуато». Между тем виднейший исследователь творчества гениального мастера Наум Клейман, бывший директор московского Музея кино, получил на фестивале почётную «Камеру Берлинале». Для Клеймана это уже не первая награда такого рода: в 2004-м его заслуги схожим образом отметили и в Венеции.
Другими обладателями «Камеры» стали режиссёр Марсель Офюльс и активисты движения за «медленную еду» Элис Уотерс и Карло Петрини. Почётным «Золотым медведем» 65-го Берлинале наградили видного немецкого кинорежиссёра Вима Вендерса, автора таких картин как «Алиса в городах», «Париж, Техас», «Небо над Берлином», «Пина: Танец страсти».