Общество

Про гибель ляха Леха: к годовщине катастрофы самолета президента Польши

3 1102

Десятого апреля 2010 года Ту-154М польских ВВС заходил на посадку на аэродром «Смоленск-Северный» в условиях сильного тумана — и разбился. На борту был президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария Качиньская, известные польские политики, почти всё высшее военное командование, общественные и религиозные деятели. Они летели на траурные мероприятия по случаю семидесятой годовщины расстрела польских офицеров в катынском лесу.

Из расшифровки «черных ящиков» можно понять, что в кабине находился глава ВВС Польши Анджей Власик, который вместе с окружением мог повлиять на решение пилотов совершить посадку в аэропорту Смоленска, несмотря на сильный туман и возражения летчиков. Более того — в кабине самолета президента Польши пили.

«В последние минуты перед катастрофой в кабине, очевидно, находились посторонние, которые отвлекали пилотов советами и пили пиво. На записи слышны просьбы пилотов не мешать полету, от простых „Тссс!“ до раздраженного „оставьте меня!“ и нецензурной брани», — рассказывал накануне «Ридус».

«На записи слышно: капитан все время пытается призвать пассажиров к порядку. То и дело повторяет "Тихо там!", "Выйдите отсюда!", "Пожалуйста, перестаньте!", но его не слушают и не слышат», — подтверждают «Вести».

Потом самолет разобьется, в шокированной Польше вспыхнут вечно тлеющие там русофобские эмоции — и, конечно же, там никто не поверит Межгосудаственному авиационному комитету (МАК), сделавшему вывод об ответственности польской стороны за катастрофу («МАК назвал причинами катастрофы неправильные действия экипажа самолёта и психологическое давление на него»). Потому, что и за Катынь русские открещивались, и тут норовят, хотя каждому поляку с детства известно, что во всем виноваты русские. Вот не каждому ведомо, кто им дал первую Конституцию, но любой знает, что с поляками в России это не в первый раз.

Комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши признала причиной катастрофы также ошибку экипажа, а вот представитель главной военной прокуратуры Польши Иренеуш Шелонг заявил о том, что главной причиной катастрофы Ту-154 Качиньского в 2010 году под Смоленском стали неверные действия экипажа, но при этом — что польской прокуратурой предъявлены обвинения двум российским диспетчерам:

«Предъявлены обвинения двум российским диспетчерам в неумышленном доведении до авиационного происшествия. Мы намерены заслушать их в качестве подозреваемых».

Теперь вдруг выясняется, что треть диалогов из черных ящиков разбившегося под Смоленском ТУ-154, расшифрованных в рекордные 9 дней еще в апреле 2010 года, до сих пор как-то не опубликовали.

«Что это? — Пивко. А ты не пьешь?»

«Выпьешь?» — «Да!»

Это было бы пикантно, однако — печально.

«Господин директор, появился туман, при таких условиях мы не сможем приземлиться. Попробуем подойти, сделаем один подход, но, скорее всего, ничего из этого не получится», — говорит капитан Протасюк.

«Будем пытаться, пока не получится», — отвечает ему еще один гость в кабине, глава президентского протокола Мариуш Казана.

«Нам бензина не хватит до тех пор, пока не получится!»

«Значит, у нас проблема!» — соображает чиновник с пивком.

А тут еще командующий ВВС Польши Анджей Власик требует немедленно сесть.

«Мы должны сделать это до конца!» — говорит он. И, в 300 метрах от земли: «Поместишься. Смелее».

Крик капитана. Последней — безнадёжная реплика бортинженера: «Значит, бух!»

…Помянув в печальную дату трагически погибших и сожалея о них абсолютно искренне, стоит сделать одно замечание несколько в сторону. Оглянувшись на катастрофы последнего времени, мы видим, что крушения эти тем темнее, чем больше в них политики: недавнее дело Airbus A320 над Альпами раскрыто чуть не в два дня, а вот документов о крушении Boeing MH17 над Донбассом голландцы до сих пор не показывают полностью. Сюда же и историю с президентским бортом Польши — через пять лет признать, что в «значит, бух!» сами и виноваты… Извиняться, конечно, никто не будет.