Российские картины принимают участие в нескольких программах Московского кинофестиваля, но особое наше внимание – конкурсным работам. Тем более что они в этот раз довольно «острые»: «Иуда» - очередная трактовка библейского сюжета, в которой Иисус Христос оказывается скорее второплановым героем, а документальная лента «Холокост – клей для обоев?» рассказывает о девушках, до поры до времени ничего не знавших об одной из главных трагедий ХХ века.
Первый российский фильм в главном конкурсе ММКФ не требует пересказа сюжета – это «Иуда», экранизация повести Леонида Андреева, основанной на известной всему миру истории, но перенёсшей центр тяжести с Иисуса Христа на Иуду Искариота. Поставил картину 28-летний Андрей Богатырёв. Естественен вопрос: не рано ли, не слишком ли молод для такой темы режиссёр? Он сам же на него и отвечает – говоря, что был впечатлён этим произведением ещё во ВГИКе и вообще считает его очень «юным», обращённым в первую очередь к только начинающей жить аудитории: «Когда же за него браться, как не сейчас?». «В нашем обществе сейчас назрела попытка более серьёзного разговора на все эти темы», - считает Богатырёв, с горечью отмечая, что нынче в вопросах веры и церкви присутствует определённый формализм. Не все знают, что именно говорил Христос, но многие при этом старательно пекут куличики – так что очередное обращение к религиозной теме вполне отвечает потребностям времени. Не стоит «смотреть по верхам» - «хочется поднять дополнительный пласт смыслов, попытаться копнуть к сути».
Другой вопрос, конечно, насколько Богатырёву это удаётся. Да, он очень вежливо и довольно грамотно следует по тексту – но не привносит в сюжет своего нерва. И в этом очевидным образом отличается от Мартина Скорсезе с его не только скандальным, но и очень мощным «Последним искушением Христа». Мы чувствуем в фильме хорошего постановщика, но есть ли тут Автор?.. Режиссёр оправдывает тот «ляп», что современно звучащая речь вступает в диссонанс с «аутентичными» проповедями Иисуса, непринципиальностью того, где именно и на каком языке происходит действие – мол, важна суть, смысл рассказа. Но в чём этот смысл – формулировать отказывается, говоря лишь, что Иуда не отрицательный персонаж, а сложный, всё прошедший и всё наперёд знающий: «Без света нет тьмы, без тьмы нет света, но это не значит, что Иуда – это тьма». Иуда – живой, а уж насколько – это уже к Алексею Шевченкову, с большой отдачей эту роль исполнившему, но не достигшему, увы, впечатляющего результата (возможно, именно из-за отсутствия у режиссёра собственной продуманной концепции).
Продолжая сложившуюся в последние годы «религиозную линейку» («Царь», «Чудо», «Орда», «Иуда»), Московский кинофестиваль в этот раз выбрал не самую удачную картину – хотя объяснить этот выбор легко. Три года назад первая большая работа Андрея Богатырёва «БАгИ» принимала участие в «Перспективах». Она тоже была о выборе и о предательстве и оставила о себе более чем приятные воспоминания – но позже совершенно не проявила себя ни в прокате, ни как-либо ещё (а попросту пропала, к великому сожалению). Таким образом, включая в конкурс новый фильм режиссёра, ММКФ продолжает курс на «выращивание» собственных авторов – равно принимая как их удачи, так и их творческие промахи. Впрочем, нет сомнений, что «Иуда» найдёт себе и поклонников – как-никак, поднимаемая тема это позволяет.
Не меньшее, а, наверное, даже большее внимание привлечено и к российской ленте в документальном конкурсе ММКФ: «Холокост – клей для обоев?» (реж. Мумин Шакиров). История, конечно, не такая нашумевшая, как в случае с Христом, но тоже известная: где-то год назад близняшки Ксюша и Женя Каратыгины принимали участие в телешоу «Муз-ТВ» «Безумно красивые», в котором «умные» парни делают ставки, ответят ли их «тупые» подруги на тот или иной вопрос. Всё шло нормально, пока Ольга Шелест вдруг не спросила: «Что такое Холокост?» Посовещавшись, сёстры ответили, что это, наверное, клей для обоев. Что тут же сделало их «звёздами» интернета: ролик с их ответом был выложен на YouTube и вызвал активное обсуждение. Разыскав девушек, автор фильма решил отвезти их в Освенцим – чтобы они узнали правду не из «Википедии», а увидели её собственными глазами.
Результат этой поездки – получившийся фильм – вызывает, честно сказать, противоречивые чувства. С одной стороны, очевидно, что это едва ли не самая важная картина всего фестиваля – и недаром её показ был назначен на 22-е июня. Понятна тема, понятна позиция, понятно, что мы не должны этого забывать – и по возможности наставлять на путь истинный забывчивых. С другой стороны – с художественной точки зрения, лента выглядит довольно наивной (возможно, это преднамеренно?) и держится исключительно на главном вопросе, мало что предлагая сверху. Говоря проще, идея фильма, его отправная точка, впечатляет куда больше итогов. Да, этих девочек и правда следовало свозить в Польшу, показать, что там было. Но почему их повёз именно этот человек?..
Документалистика – вообще зыбкое искусство, её принципы серьёзно отличаются от правил игрового кино. Порой неигровые фильмы воздействуют хроникальным или специально отснятым материалом, порой – сильной авторской позицией. Данная лента держится лишь на самом факте: в России есть люди, которые не знают про Холокост. Факт не новый, но, разумеется, печальный. Но вопросов, почему так, здесь не звучит. Режиссёр констатирует – но не копает глубже. Это, конечно, тоже позиция – возможно, что глубже и не надо, кадры из Освенцима говорят сами за себя. И тем не менее – тема заявлена, но не кажется раскрытой. Да, перед нами портрет современных молодых девушек – не самых плохих, кстати сказать, даже талантливых, хорошо поющих, любящих маму. Но встаёт ли за ними поколение, встаёт ли за ними страна?.. Нет. Случай остаётся единичным – а обобщения если и напрашиваются, то не проговариваются.
Впрочем, такой подход, конечно, тоже важен и ценен – и картина заслуживает, безусловно, того, чтобы её посмотрело как можно больше людей. Причём не только и не столько молодых – куда важнее, если её увидят те, кто ответственен за так называемое патриотическое воспитание, из которого тема Холокоста действительно зачастую куда-то испаряется. Ведь нет вины этих девушек, что они чего-то не знают. За их незнание ответственны те, кто обязан был им всё рассказать ещё до съёмок того памятного телешоу.
В Центре документального кино эту ленту начнут показывать в июле.
См. также: