То, что Анна Меликян рано или поздно соберёт все награды мира, было очевидно давно: творческий путь замечательного автора мы проследили полгода назад, когда в прокат выходила её «Звезда» — на прошлом «Кинотавре» забравшая не только актёрский приз (как некогда «Русалка»), но и режиссёрский. Как и тогда, свою новую работу Меликян представляла под самый финал конкурса — в чём тоже виделся недвусмысленный намёк организаторов фестиваля: смотр главных достижений отечественного киноискусства закрывают лучшие из лучших. В этот раз — в прямом смысле слова: в фильме «Про любовь» задействовано множество звёзд самой первой, самой крупной величины кино — от Литвиновой и Машкова до Цыганова и Шалаевой. Что должно бы, по идее, привлечь в кинотеатры не только заядлых киноманов: зрительский потенциал ленты отметило и жюри кинопрокатчиков.
Пресс-конференция фильма «Про любовь»
Между тем члены Гильдии киноведов и кинокритиков разделили своего «Слона» пополам: одну часть отдав «Стране ОЗ» Василия Сигарева, другую — «Ангелам революции» Алексея Федорченко. Большое жюри под председательством Алексея Учителя с ними спорить не стало: уже побеждавший в Сочи шесть лет назад Сигарев вместе со своим соавтором Андреем Ильенковым отмечен призом за лучший сценарий, Федорченко — за лучшую режиссуру.
Пресс-конференция фильма «Ангелы революции»
А вот «Пионерам-героям» Натальи Кудряшовой достался только диплом упомянутой гильдии. Лучшим дебютом, показанным на 26-м Открытом Российском кинофестивале, жюри сочло «Чайку» Эллы Манжеевой. Свой же диплом — Специальный — жюри «Кинотавра» присудило фильму Андрея Зайцева «14+» — «За талантливый и искренний взгляд на поколение „Вконтакте“, познающее вечные ценности любви». Примечательно, что все эти три картины в феврале были представлены в программах Берлинале — заработав, стало быть, уже и европейскую репутацию.
Актёрские призы из Сочи увезли Полина Гришина, сыгравшая в «Спасении» Ивана Вырыпаева, и мужской ансамбль «Тряпичного союза» Михаила Местецкого: Василий Буткевич, Александр Паль, Павел Чинарев, Иван Янковский. Лучшей операторской работой жюри признало работу Андрея Найдёнова в фильме Виктора Демента «Находка». Призом за лучшую музыку награждён «Синдром Петрушки» Елены Хазановой. Чуть подробнее обо всех этих лентах читайте в нашем майском материале, а уж обстоятельный их разбор отложим до проката — до которого они, будем верить, рано или поздно все доберутся.
Пресс-конференция фильма «Страна О3»
Главный приз конкурса «Кинотавр. Короткий метр» достался «Насте» Кирилла Плетнёва, ранее уже отмеченной наградой студенческой «Святой Анны». Обошедшим её в Москве «Масонам» Дарьи Власовой в Сочи вручили свой диплом только кинокритики, зато Плетнёв и Власова поделили победу на питчинге дебютных проектов — что позволяет надеяться, что и с полным метром они тянуть теперь не станут.
Жюри короткометражной программы также премировало уже побывавшее в Каннах «Возвращение Эркина» Марии Гуськовой, «Киру» Владлена Санду и «Угонщика» Максима Кулагина. Киноведческого «Слона» за своё «Portfolio» увёз домой Никита Тамаров.