При посещении крупнейших книжных ярмарок, которые ежегодно проводятся в Москве на Красной площади и ВДНХ, невольно обращаешь внимание на отсутствие книг по тематике вооруженного конфликта в Афганистане 1979−1989 годов. В лучшем случае, на стенде какого-нибудь из региональных издательств можно встретить одинокую книгу, вобравшую в себя воспоминания местных воинов-интернационалистов.
В сетевых книжных магазинах дела обстоят несколько лучше. Здесь встречаются разрозненные работы публицистического или художественного характера, преимущественно воспоминания и проза.
Невольно задаешься вопросом, неужели это все, что заслуживает столь масштабное и судьбоносное событие отечественной и мировой военной и политической истории, как участие 600 тысяч советских граждан в гражданской войне на территории соседней страны.
Количество и свойства современной отечественной литературы, посвященной «афгану», несоразмерно его значению для российского общества.
При этом сама жизнь диктует актуальность темы Афганистана. Сколь не пытайся ее замалчивать, она время от времени напоминает о себе.
Среди нас живут сотни тысяч человек, прошедших через боевые действия в этой стране. Российская армия решает задачи в Сирийской Арабской Республике, Нагорном Карабахе, теперь вот, в Казахстане.
Современная повестка невольно то и дело вынуждает обращаться к полученному в Афганистане опыту, проводить исторические параллели. Да и события, происходящие в этой стране, делают ее страну самым напряженным местом планеты, заставляя вспоминать уроки прошлого. Что ж, если «невидимая рука рынка» не считает необходимым издавать научные работы по истории Вооруженного конфликта в Афганистане 1979−1989 годов, эту миссию в очередной раз взяло на себя Российское военно-историческое общество.
В начале 2022 года из-под пера военного историка, специалиста Научно-исследовательского института военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, доктора исторических наук Владимира Прямицына вышла монография «Проблема номер один». Она посвящена высокогорному перевалу Саланг, расположенному в горах Гиндукуш на территории Афганистана.
Выбирая тему для будущего исследования, автор использовал региональный подход, который предполагает изучение политических, экономических, военных и прочих аспектов развития отдельных регионов, выявление общего с прилегающими к ним землями, и частного, свойственного лишь им. В соответствии с этим подходом, в книге впервые в отечественной и зарубежной историографии предпринята попытка комплексно рассмотреть историю перевала Саланг.
В этом заключается новизна. Практически ни одна работа, будь то российских или зарубежных авторов, посвященная истории Вооруженного конфликта в Афганистане 1979−1989 годов, не обходится без рассмотрения эпизодов, связанных с перевалом Саланг.
В некоторых случаях, событиям, происходившим на перевале, посвящены даже отдельные главы. Но при всей значимости этого района, не существует трудов, посвященных исключительно ему. Впервые все грани истории Саланга оказались опубликованы под одной обложкой.
Безусловно, акцент в работе сделан на события 1979−1989 годов, когда от положения дел на перевальном участке во многом зависел расклад сил и ход вооруженной борьбы. Собственно, авторство словосочетания «проблема номер один», ставшего названием книги, принадлежит последнему командующему 40-й армией генералу Б. В. Громову.
Красной нитью через текст книги проходит авторское сравнение дороги, ведущей через горные хребты Гиндукуша, с кровеносной артерией, а самого перевала Саланг — с местом, где прощупывается пульс Афганистана.
Вот как это отражено во вступительном слове Владимира Прямицын: «Если допустить сравнение государства с человеческим организмом, а его важнейших коммуникаций с кровеносными сосудами, можно определить места, где наиболее четко прощупывается пульс. В настоящей работе сделано предположение, что одним из мест, где бился и продолжает биться пульс Афганистана, является высокогорный перевал Саланг. В таком случае, наблюдая за динамикой этого символического пульса, можно делать выводы о состоянии всей страны на различных исторических этапах.
До середины ХХ века здесь не было дорог, через перевал проходили лишь узкие сезонные караванные тропы. Размеренный пульс Афганистана бился в унисон с архаичным укладом его средневековой жизни. В 1950—1960‑е годы на Саланге проложили автомобильную дорогу, пробили тоннель.
Пульс страны забился энергичнее, в такт масштабным реформам и стройкам, ознаменовывавшим индустриализацию. С 1979 по 1989 год на Саланге не стихали бои между вооруженной оппозицией, советскими и афганскими войсками. Здесь по серпантинной дороге проходили многокилометровые колонны с грузами, по трубам перекачивались гигантские масштабы топлива, люди погибали в перестрелках и на минах, задыхались в смертельных заторах в тоннеле.
Пульс страны, раздираемой противоречиями гражданской войны, бешено колотился. После вывода советских войск и начала войны „всех против всех“ дорогу наводнили колоны беженцев, а тоннель был взорван. Пульс Афганистана стал слабым и редким, как у человека, страдающего от глубокой болезни».
Далее, переходя вслед за увлекательным повествованием от главы к главе, читатель совершит путешествие во времени от Александра Македонского до современных талибов. Безусловно, в фокусе внимания окажутся 1960−1980-е годы, ведь это период наиболее интенсивного сотрудничества СССР и Афганистана, включавший в себя вооруженный конфликт 1979−1989 годов.
В работе отдельно описаны строительство автодороги и тоннеля на перевале Саланг в 1960-е годы и ввод через него советских войск в 1979 году. Рассматриваются организация и особенности регулирования движения, пропускного режима, спасательного обеспечения, поддержания эксплуатационного состояния дороги на перевальном участке, перекачки топлива по магистральным трубопроводам в условиях высокогорья, охраны и обороны дороги и тоннеля, ведения боевых действий в районе Саланга.
Уделено внимание выводу советских войск через перевал, сопровождавшемуся активными боевыми действиями и переговорным процессом, а также событиям, происходившим в районе высокогорного перевала после 1989 года.
Монографию отличают обширный список использованных источников и литературы, а также детальный ссылочный аппарат. При работе над ней автор провел серию интервью с непосредственными участниками событий, среди которых мотострелки, водители, вертолетчики, десантники, горные стрелки, переводчики, дипломаты. Люди, от рядового до генерала, специально для книги «Проблема номер один» рассказали Владимиру Прямицыну, чем для них стал перевал Саланг, каким они его запомнили.
Интерес представляют и многочисленные фотографии, предоставленные ветеранами вооруженного конфликта в Афганистане. Настоящую работу отличает изобилие инфографики, иллюстрирующей различные аспекты истории перевала Саланг. Она дополняет текст и улучшает его восприятие. Инфографика, интервью и большинство фотографий публикуются впервые.
Монография прошла рецензирование авторитетными учеными. Со стороны военно-исторической науки рецензентом выступил ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации доктор исторических наук, профессор В. В. Изонов. Со стороны академического сообщества работу рецензировал руководитель сектора изучения Афганистана Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения Российской академии наук кандидат исторических наук Р. Д. Дауров.
Открывает книгу обращение к читателю от имени председателя Совета Общероссийской общественной организации ветеранов Вооружённых Сил Российской Федерации, а в прошлом — командующего 40-й армией генерала армии В. Ф. Ермакова.
Ермаков охарактеризовал значение книги следующим образом: «Едва ли были в Афганистане такие пункты, кроме, пожалуй, столицы, которым было посвящено столько приказов и распоряжений командующего 40-й армией.
Безусловно, перевал Саланг и события, происходившие на нем в 80-е годы, заслуживают проведения отдельного исследования. Отрадно, что такая работа, наконец, проведена. Убежден, что прочтение этой книги обогатит новыми знаниями любого из читателей — столь широко и, вместе с тем, глубоко автор исследовал тему».
Несмотря на то, что книга «Проблема номер один» является научным исследованием, она написана живым и понятным языком.
Автор доходчиво разъясняет читателю суть сложных взаимоотношений, складывавшихся в разное время в районе перевала. Взять, к примеру, такой вопрос, как подготовка к выводу советских войск: «Провокации частично достигли своей цели, обострив ситуацию на Саланге. Советские войска подготовились к нанесению удара по отрядам оппозиции и дополнительно заняли ряд важных высот. А. Ш. Масуд тоже подготовился к ведению боевых действий, заняв ключевые высоты и даже выставив свои посты вдоль дороги, но никаких действий против колонн он не предпринимал. А. Ш. Масуд был заинтересован в скорейшем уходе советских войск и сохранении своих сил».
Советские войска тоже были заинтересованы в скорейшем уходе и сохранении своих сил. Таким образом, никто на Саланге не был заинтересован в продолжении боевых действий.
Более того, моджахеды помогали вытягивать из заносов советскую технику, ведь зима 1988−1989 годов выдалась очень снежная. Саланг стал труднопроходимым для бронетехники и тяжелогруженых машин.
Это был «холодный мир», который для обеих сторон был предпочтительнее «горячей войны».
Корреспондент журнала «Огонек» И. Г. Боровик был свидетелем многочисленных сцен, когда моджахеды подходили к кострам советских военнослужащих, выменивали у них лекарства, топливо и прочее имущество. Московский журналист применил к этому явлению, давно позабытый термин времен Первой мировой войны — «братание».
Не чужды автору язык образов и попытки взглянуть на прикладные вопросы с позиций философии. О главном фигуранте книги — перевале Саланг он рассуждает так: «Безусловно, он заслуживает внимания, как географический объект: уникальная история, геология, этнография, флора, фауна… Но мир знает об этом месте, не из естественнонаучных журналов, а благодаря политическим и военным событиям, произошедшим здесь на протяжении 1950−1980-х годов.
Именно тогда-то и „открылось более широкое поприще“, заставившее советскую и зарубежную прессу писать о Саланге. Тогда-то на нем и начал прощупываться пульс страны.
Саланг стал сначала олицетворением советско-афганской дружбы, затем местом непримиримого противостояния вооруженной оппозиции против столичных властей, подержанных Советской армией, далее — символом борьбы всех против всех и глубокого кризиса Афганского государства.
Пульс Афганистана и сегодня бьется на высокогорном перевале. Разрушающийся от времени тоннель, постоянная угроза террористических атак, поток беженцев, транспортировка наркотических средств и колонны никем не приглашенных иностранных военных свидетельствуют, что страна не в полной мере оправилась от кризисных явлений последних десятилетий. Безусловно, Афганистан с его мудрым народом, глубокой историей, яркой культурой и крепкими традициями заслуживает устойчивого здорового пульса, который и спустя годы можно будет наблюдать на Саланге».
В заключении автор приходит к закономерным, и, вместе с тем, неожиданным выводам. Они охватывают вопросы организации, условий и факторов, людских судеб, результатов противостояния на Саланге. Подход, при котором вооруженный конфликт в Афганистане, был рассмотрен не в целом, а с позиции региональных аспектов, и не обособленно, а в контексте предшествующей и последующей истории, позволил иным образом взглянуть на события, разворачивавшиеся с 1979 по 1989 год.
В отличие от местных жителей, веками населявших эти ущелья и перевалы, и кормившихся данью с пересекающих горы путников, военнослужащие советской 40-й армии были не первыми и не последними на Саланге в череде персов, греков, монголов, индусов, моголов, англичан, американцев… С этих позиций рассматриваемая монография Владимира Прямицына — это, действительно, новая книга о старой проблеме.
Данная работа будет интересна специалистам в области востоковедения, международных отношений и военной истории, ветеранам боевых действий в Афганистане, а также людям, интересующимся прошлым отечественных Вооруженных Сил. В свою очередь, Российское военно-историческое общество продолжает выявлять среди трудов современных отечественных ученых, те, которые отличаются наибольшей актуальностью и новизной, издавать такие книги и, вопреки «невидимой руке рынка», доносить их содержание до россиян.