Пандемия и последовавшее за ней ухудшение материального благосостояния граждан привело к тому, что россияне стали чаще попадать в трудовое рабство. В поисках лучшей жизни люди приезжают в Москву или другой крупный город и становятся легкой добычей для преступников.
Одна якобы счастливая встреча с человеком, который обещает высокооплачиваемую работу и полный пансион, превращается в месяцы, а то и годы рабского труда за миску каши.
Как рассказал «Ридусу» основатель и руководитель некоммерческой волонтерской организации «Альтернатива», занимающейся борьбой с торговлей людьми и освобождением людей из неволи, Олег Мельников, за два года пандемии количество работных домов выросло в десятки, если не сотни раз.
Причем если раньше в таких трудовых лагерях чаще оказывались приезжие из стран Ближнего Зарубежья, то теперь туда попадают в основном россияне.
В трудовом рабстве стало больше граждан России, — отметил Мельников в беседе с «Ридусом».Во время пандемии продолжилась торговля детьми. Женщины продают своих родных детей за смешные деньги — 300 тысяч рублей, чтобы купить себе сапоги. При этом после продажи цыганам дети не живут дольше трех месяцев, поскольку их накачивают наркотиками и алкоголем, чтобы они не плакали, отметила волонтер Анна Куликова.
Нет, это не страшилки из начала 90-х годов. Это современная действительность. XXI век: биометрические паспорта, человекоподобные роботы, электромобили Tesla, коммерческие полеты в космос, а люди по-прежнему оказываются в настоящем рабстве.
В трудовом рабстве стало больше граждан России
По словам Олега Мельникова, за 2020 и 2021 годы в трудовое рабство стали реже попадать мигранты из бывших советских республик. Однако теперь в трудовых домах, где используется бесплатная рабочая сила, стали все чаще оказываться граждане России.
Количество работных домов за эти два года пандемии увеличилось в десятки раз, если не сотни. На любой остановке, на любом вокзале вы увидите тысячи объявлений якобы о помощи в трудной жизненной ситуации. По факту это работные дома, куда попадают люди. Им обещают зарплату, а в итоге отбирают документы и заставляют работать за еду и иногда избивают, — сообщил собеседник «Ридуса». Трудовая книжка.© Кирилл Кухмарь / ТАССЖенщины продают детей, чтобы купить сапоги
Как рассказала «Ридусу» волонтер движения «Альтернатива» Анна Куликова, во время пандемии продолжилась продажа детей. Новорожденных и младенцев в возрасте до года продают цыганам за 300−350 тысяч рублей.
Матери продают своих детей за смешные деньги, за 300−350 тысяч рублей. В основном их покупают цыгане, которые впоследствии используют их, когда просят милостыню. Потом такие попрошайки стоят у церкви, в метро. Чтобы ребенок не плакал, они накачивают его либо снотворным, либо алкоголем, либо наркотиками. И через пару месяцев этот ребенок умирает. Умирает, и его закапывают в лесу. Сейчас идет суд над женщиной, которая из Дагестана приехала со своим ребенком и хотела его здесь продать за 300 тысяч рублей, чтобы на эти деньги купить себе сапоги, — сообщила собеседница «Ридуса». Младенец.© pexels.comПо словам Куликовой, женщина стремится продать ребенка сразу после родов или начинает подыскивать покупателей на последнем месяце беременности. Волонтеры выявляют потенциальных продавщиц детей в социальных сетях и в тематических сообществах.
Например, во «ВКонтакте» есть такие группы: «Отдам ребенка», «Продам ребенка». Бывает, что там мужчины пишут объявления о продаже ребенка, но и женщины тоже. Как правило, это не русские женщины и не москвички. В этом году были девушки из Молдавии, с Украины, из Дагестана. Одна женщина на постоянной основе проживала в Подмосковье, в поселке Малаховка, — отметила Анна Куликова.После того как волонтеры находят женщину, задумавшую продать своего ребенка, они начинают переписываться с ней, идут на личную встречу. Они пытаются донести до нее, какое будущее ожидает новорожденного и что долго он не проживет. Но переубедить, как правило, не удается.
Все разговоры и переписки фиксируются, после чего передаются сотрудникам правоохранительных органов.
По словам волонтера, ситуация с продажей детей осталась приблизительно на том же уровне, что и до пандемии. За этот год было выявлено четыре случая продажи детей, все их удалось предотвратить.
Сексуальных рабынь на фоне пандемии стало меньше
За время пандемии в лучшую сторону изменилась ситуация в отношении сексуального рабства. Олег Мельников связывает это с закрытием границ, которое остановило трафик сексуальных рабынь из России в Саудовскую Аравию, Бахрейн, Иорданию.
В страну сейчас перестали завозить девушек из-за рубежа, так и из России перестали вывозить сексуальных рабынь. Если в 2019 году таких случаев было порядка 50, то за 2020 год всего два случая сексуального рабства на территории России было у нас. За рубежом — порядка 20 случаев за прошлый год (это не только россиянки, но и жительницы Казахстана, африканки). Количество сокращается. Ситуация изменилась из-за закрытых границ, — убежден представитель волонтерского движения. Сексуальное рабство.© pixabay.comКак пояснил Олег Мельников, волонтеры все равно мониторят социальные сети в поиске объявлений о наборе девушек в различные якобы модельные агентства. Однако, по их наблюдениям, реклама подобного содержания в последнее время не встречается.
Люди теряют работу и готовы на все
По словам волонтера, из-за пандемии экономическое положение многих россиян ухудшилось, некоторые люди оказались за чертой бедности. Чтобы изменить ситуацию, они идут на отчаянные поступки.
Сейчас большая проблема — люди теряют работу, и, к сожалению, в России люди очень безграмотны в плане трудовых отношений. Из-за потери работы большое количество людей начинает миграцию из регионов, провинции. И они становятся легкой добычей для вербовщиков, которые фактически забирают таких людей в рабство, — подчеркнул Мельников.Вербовка в трудовые лагеря происходит двумя способами: либо через объявления, либо при личном контакте. На остановках, в электричках, рядом с хостелами и гостиницами экономкласса, на вокзалах можно увидеть небольшие распечатки с предложением работы. Всегда гарантируется высокая и очень высокая зарплата даже для людей без опыта. В таких объявлениях, как правило, обещают организовать питание и проживание. Позвонив таким лжеработодателям, человек быстро оказывается в ловушке.
Еще один способ вербовки — на вокзалах в крупных городах. В Москве самым популярным местом у злоумышленников является площадь трех вокзалов.
На вокзал приезжает человек. Понятно, что у него нет денег на полноценную гостиницу. Эти люди, которые едут искать работу, едут практически в один конец. Они думают, что им сразу удастся найти какую-то работу, вахтовую например, или другой вариант с проживанием. В итоге они день-два находятся на вокзале. Их замечают вербовщики, начинают общение, предлагают им хорошую работу, — рассказал в беседе с «Ридусом» волонтер. Подозрительные объявления.© Ведомости / ТАССПосле того как человек согласился на эту работу, ему предлагают поесть, а могут дать выпить пива или напиток покрепче. В еду ему подсыпают сильнодействующие вещества, чтобы он потерял сознание.
Человек отключается и через сутки просыпается в незнакомом ему месте. Там ему объясняют, что у них большие связи, паспорт забирают, телефон тоже. И это мы с вами понимаем, что если нет паспорта, то идешь и восстанавливаешь его. А обычные люди из провинции не знают, куда идти, к кому обратиться, кому позвонить, не знают, как получить денежный перевод без документов. Человеку объясняют: ты отрабатываешь месяц-полтора, и мы тебя отпускаем. Потом ему говорят, что существует система штрафов. Ты, например, съел слишком много за месяц, поэтому еще отрабатываешь. Люди убегают, часто убегают. Часто к нам обращаются местные жители и сообщают, что человек к ним прибежал, и, соответственно, просят нас помочь, — пояснил «Ридусу» Мельников.В трудовое рабство попадают люди в возрасте от 18 до 45 лет. Граждане более старшего возраста встречаются редко. Мужчин и женщин приблизительно поровну. В поисках лучшей жизни приезжают жители различных регионов страны. В трудовое рабство их увозят, как правило, подальше от Москвы.
По информации волонтеров «Альтернативы», людей заставляют работать на сельскохозяйственных полях в Ростовской области, на кирпичных заводах в Дагестане, на животноводческих точках в Ставропольском крае, на пилорамах в Тверской области, на многочисленных стройках в Новом Уренгое.
Случаи трудового рабства у Wildberries, Avito и Ozon
Со слов волонтера, иногда привлечением людей в трудовое рабство занимаются компании, связанные с такими популярными торговыми площадками, как Wildberries, Avito и Ozon.
После того как от граждан поступает сигнал о помощи, волонтеры проверяют информацию, и если оказывается, что через эти площадки распространяются объявления о наборе людей в компании, где фактически используется рабский труд, «Альтернатива» передает данные площадке, на которой это размещается.
Такая ситуация была с Avito и Ozon. Ozon быстро отреагировал на данную ситуацию, и, по нашей информации, недобросовестных подрядчиков отстранили. Avito начало блокировать объявления о наборе персонала в сомнительные места, — прокомментировал Мельников.Этим летом произошел скандальный случай, связанный с рабским трудом на одном из складов Wildberries. По словам волонтеров «Альтернативы», компания работает с подрядной организацией, которая устроила работный дом.
Туда приехал мужчина, чтобы подзаработать, но у него была подписка о невыезде. В его родном городе Пскове работы не было, и он решил тайно уехать в Москву на заработки. В итоге у него отобрали документы и отвезли его на склады Wildberries утеплять крышу, и еще какие-то строительные работы. Он обратился к нам через какого-то другого рабочего. Мы приехали и забрали его из подвала, где его держали, — рассказал «Ридусу» волонтер. Пошив одежды.© Стоян Васев / ТАССПосле этого, как отмечает Мельников, соответствующая информация была передана в головной офис Wildberries, но там волонтеров обвинили в клевете.
Мы им предоставили информацию, чтобы они отстранили данную подрядную организацию. Но они странно отреагировали. Обвинили нас в том, что мы занимаемся черным пиаром. Обвинили в клевете, и мы подозреваем, что эта организация продолжила работу с Wildberries, — полагает руководитель «Альтернативы».Официальные представители компании подчеркнули, что после проведения проверки в логистических центрах случаев использования рабского труда на территории замечено не было.
Ранее «Ридус» писал, что в России ежегодно пропадают от 80 до 120 тысяч человек, примерно 7% из них попадают в рабство. Одним из самых жестоких видов рабства является «нищенская» мафия, поскольку чем более человек искалечен, тем больше ему дают денег.
В Москве попрошайки представлены тремя группировками: астраханскими, молдавскими и русскими цыганами. В среднем один попрошайка приносит от 10 до 15 тысяч в день своему хозяину.