В ноябре российский рынок подержанных легковых автомобилей продемонстрировал самые негативные показатели за год, зафиксировав снижение продаж на 13,4% по сравнению с октябрем. Это связано с исчерпанием спроса предыдущих месяцев и высокой ключевой ставкой. Аналитики прогнозируют, что, несмотря на некоторые ожидания роста вторичного рынка на 1–4% по итогам года, в следующем году возможно значительное снижение продаж, сообщает «Коммерсантъ».
Согласно данным компании «Автостат», в ноябре продажи подержанных машин опустились до 524,5 тысяч единиц, что стало наибольшим месячным падением в 2023 году. Ранее аналогичное снижение, но на 5,5%, наблюдалось в сентябре относительно августа. Основные факторы такой динамики, по словам Сергея Удалова из «Автостата», включают вымытый спрос и влияние высокой ключевой ставки. Практически в октябре потребители стремились приобрести автомобили по более низким ценам, опасаясь будущего удорожания в связи с предстоящей индексацией утилизационного сбора. Кредитные покупки автомобилей к ноябрю также сократились — доля таких сделок составила всего 6% по сравнению с 12% посредине года, что объясняется снижением доступности кредитов.
О падении рынка подержанных автомобилей заявляют и участники рынка: у компании «Рольф» продажи снизились на 10%. Вадим Черноусов, возглавляющий подразделение автомобилей с пробегом в компании, связывает это с оптимизацией запасов на фоне высокой ключевой ставки. Согласно Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), рынок легковых и легких коммерческих автомобилей с пробегом сократился на 12% до 599,17 тысяч единиц.
Все ведущие бренды вторичного рынка отметили снижение продаж. Максимальное падение среди брендов отмечено у Kia — на 18,2%, в то время как у Lada наименьшее — на 9,2%. Lada вновь заняла лидирующую позицию с продажами в 135,86 тысяч штук в ноябре, следом идет Toyota с 52,26 тысяч штук, снизив продажи на 14,3%, на третьем месте Kia с 29 тысячами автомобилей. Hyundai и Nissan сократили продажи на 16,5% (27,76 тысяч штук) и 15,8% (23,48 тысяч штук) соответственно. Годовой показатель продаж показывает рост практически у всех брендов, кроме Ford, который снизил объем продаж на 1,2% до 15,7 тысяч единиц.
По данным «Автостата», Lada 2107 остается самой продаваемой моделью в сегменте легковых машин с пробегом, за ней следуют Lada 2114 и Kia Rio. Хотя относительно октября все модели из топ-10 продемонстрировали снижение продаж, в годовом сравнении многие модели показали рост, за исключением Ford Focus, продажи которого упали на 8,6%.
Анализ данных за январь–ноябрь 2023 года показывает, что вторичный рынок остаётся в плюсе с ростом продаж на 4,6% и достиг отметки в 5,51 миллиона автомобилей. Прогнозы на декабрь предполагают незначительное улучшение спроса. Сергей Удалов полагает, что, вероятнее всего, рынок продолжит снижаться месяц к месяцу. По итогам 2024 года ожидается рост продаж подержанных автомобилей на 1–4%, но в дальнейшем возможна стагнация или даже значительное снижение из-за сокращающейся покупательной способности и дефицита предложений на рынке. В 2025 году, согласно прогнозам, продажи могут остаться на прежнем уровне или снизиться, в зависимости от общего экономического климата.