История Религия

Профессор объяснил значение Дня Крещения Руси для православных стран

0 10014

Крещение Руси — это событие мирового масштаба, изменившее лицо государств Восточной Европы и оказавшее значимое влияние на ход мировой истории, заявил кандидат исторических наук, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко.

По словам профессора, особенно влияние событий конца X века ощущается в странах бывшей Российской империи, государственность которой немыслима без православия.

«Тысячу лет фактически, если не считать ХХ века, русская государственность развивалась именно как православная. Даже и имперский период, когда Церковь находилась в подчиненном по отношению к государству состоянии, власть декларировалась буквально как православная: российский государь венчался в православном храме, на царство его помазывали», — напомнил историк.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в центре) и архиереи у памятника святому равноапостольному великому князю Владимиру на Боровицкой площади во время торжественного молебна по случаю 1031-летия Крещения Руси

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в центре) и архиереи у памятника святому равноапостольному великому князю Владимиру на Боровицкой площади Москвы во время торжественного молебна по случаю Дня Крещения Руси © Валерий Шарифулин/ТАСС

«Сама матрица государства в России была православной. Этот тысячелетний пласт истории никуда ни деть, ни вычеркнуть. Мы видим, что князь Владимир во многом перенес нормы церковно-государственных отношений, которые сформировались в Византии, на русскую почву, где они получили самобытное развитие. И сейчас то, что мы на государственном уровне этот праздник отмечаем, тоже говорит об актуальности православных истоков», — добавил Владислав Петрушко.

В церковном календаре Русской православной Церкви 28 июля отмечается день памяти крестителя Руси Великого князя Киевского Владимира, канонизированного Русской Церковью в XIII веке. В России и на Украине традиционно совершаются масштабные крестные ходы, торжественно — с колокольным перезвоном — праздник отмечают в Белоруссии, Молдавии и других странах канонической территории РПЦ.

Профессор Владислав Петрушко отметил особую значимость празднования 1000-летия Крещения Руси в СССР в 1988 году, назвав это точкой отчета православного возрождения в России. «В 1988 году, после исторической встречи Горбачева с патриархом Пименом и членами Синода Православной Церкви, начала уходить в прошлое атеистическая политика Советского государства. Фактически государство прекратило деятельность по подавлению религиозной жизни вообще, но прежде всего, конечно, Русской православной Церкви», — рассказал он «Ридусу».

День Крещения Руси в Минске Виктор Драчев/ТАСС

День Крещения Руси в Минске © Виктор Драчев/ТАСС

«События связанные с празднованием 1000-летия Крещения Руси дали мощный импульс для возрождения Церкви, привлекли внимание общества к ней и народ, можно сказать, массово пошел в храмы. После стольких лет подавления религии в СССР это сопровождалось ощущением новизны, но я думаю, это прежде всего был возврат к традиции», — пояснил ученый.

Аналогичные процессы происходили в Белоруссии, на Украине, в Молдавии и государствах Прибалтики, где много православных верующих.

«Значение Крещения Руси шире, чем некий отдельный этнический ареал и это как раз в природе православия, которое не может все-таки быть узконациональным исповеданием. К сожалению, греки сейчас очень много говорят о духе эллинизма, считают, что православная традиция — это прежде всего греческая традиция, но это сужает понимание православия, и прямо противоречит духу Евангелия, где сказано, что „во Христе нет ни эллина, ни иудея“», — заметил Петрушко.

«В этом смысле православие объединяет намного больше народов, чем восточные славяне. Оно сближает нас, например, с сербами и другими традиционно православными народами. Даже с Польшей, хотя православных этнических поляков немного, скорее это ополяченные украинцы и белорусы, но там действует Польская православная Церковь, которая тоже вышла из русской традиции, она такая же наследница днепровской купели, как и канонические Церкви на Украине и в Белоруссии», — подчеркнул он.

По мнению профессора Владислава Петрушко, исторические и духовные связи между русскими и украинцами стали объектом атаки антироссийских сил, для чего властями Украины и стран Запада при участии Константинопольской Церкви была создана так называемая Православной Церкви Украины (ПЦУ).

«Собственно Константинополь в паре с Госдепартаментом США этот проект реализовал. Мы видим, раз против этого такая нешуточная война идет, то безусловно это работает. Это объединяет наши народы даже в условиях, когда на Украине восторжествовали совершенно русофобские политические силы. Очевидно, что православие является связующей нитью между русским и украинским народами. Поэтому и ополчились так на Церковь», — указал историк.

Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (в центре) во время молебна у памятника святому равноапостольному князю Владимиру в День Крещения Руси. Петр Сивков/ТАСС

Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (в центре) во время молебна у памятника святому равноапостольному князю Владимиру в День Крещения Руси © Петр Сивков/ТАСС

Говоря об эффективности политики по разделению православных верующих Украины, Петрушко обратив внимание на многочисленность мероприятий Украинской православной Церкви Московского Патриархата, которые, в отличие от мероприятий ПЦУ, ежегодно собирают сотни тысяч человек.

«Мы видим, что как бы не изощрялись противники Церкви, буквально только что прошел крестный ход в Киеве, в котором участвовало 350 тысяч человек. А ПЦУ отменила свой так называемый крестный ход, якобы по эпидемиологическим соображениям. Очевидно, она просто была бы дискредитирована на фоне масштабного крестного хода верующих Московского Патриархата, потому что у нее мало приверженцев, хотя власти стараются ее продвигать», — отметил профессор.

В основном Православную Церковь Украины поддерживают националистически настроенные люди, «для которых православие — это не вера, а прежде всего какое-то политическое средство. «Э этот крестный ход показал, что на самом деле представляет собой православие на Украине, и что оно едино с русским православием, как бы не старались его уничтожить» — заключил он.

Ранее «Ридус» подробно рассказывал о том, что не так с новой Церковью Украины и почему в РПЦ не хотят признавать украинскую автокефалию.