Кино

Прогноз от «Ридуса»: «Оскар» грозит оказаться музыкальным и чёрным

0 1225

Присуждаемая Американской киноакадемией премия «Оскар» давно уже перестала быть источником сюрпризов. Торжественной церемонии вручения наград предшествует целая вереница предварительных этапов, которые едва ли не стопроцентно определяют будущих победителей. Решения профессиональных гильдий — продюсеров, режиссёров, актёров, сценаристов и пр. — даже не предсказывают, а практически гарантируют: победил у нас — получишь и «Оскар».

Конечно, из этого правила бывают иногда и исключения, не то было бы совсем скучно. К тому же каждый год до финиша с минимальным отрывом доходят как минимум два фильма-фаворита, между которыми так или иначе делятся всеобщие симпатии: «Бёрдмэн» и «Отрочество», «12 лет рабства» и «Гравитация», «Артист» и «Хранитель времени»… Случается и так (как это было, допустим, в прошлом году), что лидеров гонки неожиданно обгоняет один из её аутсайдеров — и лучшим фильмом года ко всеобщему удивлению становятся ленты вроде «Столкновения» и «В центре внимания». Так что о «полной предсказуемости» «Оскара» говорить всё не приходится…

Но не этом году.

89-я церемония вручения премии «Оскар» грозит быть напрочь лишённой неожиданностей. Во всяком случае, в самых обсуждаемых номинациях. Тотальное умиление «Ла-Ла Лендом», конечно, вряд ли выльется в тринадцать золотых статуэток (картина выдвинута четырнадцать раз, но дважды — в одной категории), но как минимум о пяти наградах можно говорить едва ли не с полной уверенностью. Меланхоличный мюзикл наверняка заберёт призы не только за лучший фильм и лучшую режиссуру, но также за лучшую женскую роль, за лучшую музыку и песню (иначе было бы странно).

В остальных номинациях, вполне вероятно, разнообразия будет больше, но опять же — не настолько, чтобы можно было ждать превеликих сюрпризов. В тренде сейчас — «расовое равноправие»: памятуя прошлогодние разборки, Академия наградит столько чернокожих кинематографистов, сколько вообще сможет.

Коллаж из кадров фильмов-номинантов на премию «Оскар-2017»

© Максим Марков/Ridus.ru

Лучший фильм

За «Ла-Ла Ленд» говорит в первую очередь признание его Фильмом года Гильдией продюсеров, тогда как Дэмьен Шазелл получил главную награду от Гильдии режиссёров. Добавить к этому успех у Британской киноакадемии и рекордный урожай «Золотых глобусов» — и гадать более не приходится.

Хотя мы-то, конечно, знаем, что лучшим и самым мощным фильмом 2016-го года была на самом деле военная драма Мэла Гибсона «По соображениям совести» (и будем болеть именно за неё), однако скандальное прошлое маститого режиссёра не позволяет ему более надеяться на заслуженную награду. Сам факт номинации для него — уже неожиданность, знак того, что Академия если не простила его, то как минимум не устояла перед напором созданного им действительно выдающегося произведения. Чтобы «сохранить лицо», картине, будем надеяться, выдадут хотя бы призы из разряда технических — допустим, за монтаж звука и сведение звука.

Считается, что единственный реальный конкурент «Ла-Ла Ленда» — «Лунный свет» Барри Дженкинса, весьма удачно играющий на «афроамериканском» запросе. Главный герой — сомневающийся в своей сексуальной ориентации негр, рождённый матерью-наркоманкой и опекаемый сердобольным барыгой; идеальный комплект для нынешнего «Оскара», лучше было только несколько лет назад у «Сокровища». Однако при всех своих сюжетных «достоинствах» фильм вряд ли сможет вырвать себе главную победу — и, скорее всего, ограничиться парочкой «утешительных» наград: за мужскую роль второго плана и лучший адаптированный сценарий.

Утешительным призом за лучший оригинальный сценарий, думается, ограничится и психологическая драма Кеннета Лонергана «Манчестер у моря» (в наш прокат она выйдет через месяц). Хотя здесь и сохраняется интрига — о чём мы ещё скажем ниже, когда дойдём до обсуждения претендентов на звание лучшего актёра года.

Пятёрку лучших режиссёров — поставленные ими фильмы обычно первыми рассматриваются и в главной категории (хотя «Операция «Арго» была незабываемым исключением) — замыкает Дени Вильнёв с научно-фантастическим «Прибытием». Велика вероятность, что эта картина не получит вообще ничего, хотя кто знает… Сообщество монтажёров, например, выделило её наравне с «Ла-Ла Лендом».

Гильдия актёров наградила духоподъёмную мелодраму «Скрытые фигуры» о вкладе чернокожих женщин-математиков в освоение космоса призом за лучший актёрский ансамбль — но вряд ли это как-то отразится на «Оскаре» (у нас картина стартует в марте). Зато другая «чёрная» драма — «Ограды» — совершенно точно не останется без наград, о чём ещё будет сказано ниже (но её перспективы на прокат в России крайне туманны).

У «Льва» уже есть приз от операторского цеха, что даёт ему вполне весомую надежду на победу в этой категории (хотя болеть здесь всё же хочется за выдающееся во всех планах изображение в «Молчании»). У девятой же в списке лучших ленты «Любой ценой» шансы на награды почти нулевые, как бы хороша она ни была.

Коллаж из кадров фильмов-номинантов на премию «Оскар-2017»

© Максим Марков/Ridus.ru

Лучшая актриса

В этой номинации интриги совершенно точно нет: роль Эммы Стоун в «Ла-Ла Ленде» была просто написана под «Оскар» — и актёрское исполнение её никак не испортило. Девушка, мечтающая пробиться в Голливуде, сыгранная пробившейся в Голливуде симпатичной и, безусловно, одарённой актрисой — это едва ли не самый идеальный «Оскар» за последнее время.

Поэтому как бы не были хороши Натали Портман в «Джеки» и Мэрил Стрип во «Флоренс Фостер Дженкинс» — это явно не их год, тем более что у них и без того свои «Оскары» уже есть.

По расовой квоте в пятёрку также вошла Рут Негга, сыгравшая в фильме «Лавинг», историческом свидетельстве расового неравноправия. По общему мнению, ею заменили Эми Адамс, которая единственная могла бы составить реальную конкуренцию Эмме Стоун — не столько за «Прибытие», сколько потому, что давно уже заслужила.

Но любопытнее всего здесь выдвижение Изабель Юппер за французский триллер «Она». За всю историю «Оскара» не так уж и много наберётся случаев, когда на премию претендует кто-либо, исполнивший свою роль не на английском языке. Так что выдающуюся актрису в любом случае можно и следует от всего сердца поздравить.

Коллаж из кадров фильмов-номинантов на премию «Оскар-2017»

© Максим Марков/Ridus.ru

Лучший актёр

На этом фоне самая интересная борьба разворачивается среди лучших актёров года, где позиции Райана Гослинга как раз не выглядят убедительными. Разумеется, любимец девушек давно уже заслужил награду и наверняка её когда-нибудь получит — но, скорее всего, не в этот раз, не за «Ла-Ла Ленд».

Как правило (хотя бывают и исключения), будущего лауреата определяет уже решение Актёрской гильдии, которая в этом году наградила Дензела Вашингтона за поставленную им самим драму «Ограды». Роль, сыгранная действительно большим артистом, — сочная, жирная и тоже будто специально написана под золотую награду. Академики любят, когда перед ними разрываются на части и «обнажают душу», поэтому победа Вашингтона практически предопределена. Тем более что для него это будет уже третий «Оскар», что даст Киноакадемии лишнюю кость, которую можно будет сразу же бросить заядлым критикам: смотрите, мол, не у всякого белого есть столько статуэток, как у этого бравого чёрного парня!..

Эндрю Гарфилд неожиданно ярко показал себя в военной драме «По соображениям совести», где у него также было достаточно поводов для «актёрствования». Но вряд ли Академия соблазнится возможностью дать одновременно по награде и бывшему Человеку-Пауку, и его бывшей девушке — хотя это и было бы красиво.

Куда больше шансов выстоять против Вашингтона у Кейси Аффлека за высокую трагедию «Манчестер у моря», где его герой теряет собственных детей и вынужден приглядывать за племянником. Аффлека-младшего, давно уже зарекомендовавшего себя отличным артистом, очень просто хвалить да нахваливать, однако его роль — определённо не из разряда «оскаровских». На свою беду, он сыграл … обычного человека — ни больного, ни инвалида, ни гомосексуалиста, и да — к тому же белого. Продемонстрированная им глубина психологического проживания американским академикам, как показывает статистика, малоинтересна — в отличие от британских, которые выдали ему свою «БАФТУ» (но там в конкурсе не было «Оград», надо заметить).

Аутсайдером в этой пятёрке выглядит заслуженный Арагорн Вигго Мортенсен, но именно за него и хочется по-настоящему поболеть — особенно учитывая, что это единственная номинация для совершенно расчудесного педагогического фильма «Капитан Фантастик».

Коллаж из кадров фильмов-номинантов на премию «Оскар-2017»

© Максим Марков/Ridus.ru

Лучшая актриса второго плана

Если в случае с Вашингтоном ещё есть хоть какая-то интрига (ну, а вдруг не ему?..), то как минимум одного «Оскара» «Ограды» точно получат: здесь вся номинация старательно вычищена под чествование Виолы Дэвис. Актриса уже не первый год направляется к победе — и когда же её поощрить, как не в «расово-толерантном» 2017-м?.. Впрочем, в данном случае цвет кожи как раз не имеет значения: Дэвис играет настоящую драму, Женскую Судьбу, горькую бабью долю — и в собранной академиками пятёрке соперниц у неё попросту нет.

Хотя бы потому, что Дэвис, по сути, исполнила в своём фильме главную женскую роль, тогда как у всех остальных актрис роли даже не второплановые, а едва ли не эпизодические. Что Николь Кидман («Лев»), что Мишель Уильямс («Манчестер у моря»), что Наоми Харрис («Лунный свет») — они всего-то и имеют, что парочку выигрышных выходов, а большие награды выдаются за нечто подобное крайне редко.

Заслуживающий внимания образ здесь создала ещё разве что Октавия Спенсер («Скрытые фигуры»), но свой «антирасистский» «Оскар» она уже заимела пять лет назад за «Прислугу». За которую, кстати сказать, чуть было не получила «золотого мальчика» и Виола Дэвис — но если тогда в последний момент сорвалось, то сейчас уже — наверняка.

Коллаж из кадров фильмов-номинантов на премию «Оскар-2017»

© Максим Марков/Ridus.ru

Лучший актёр второго плана

Вероятнее всего, в этой номинации победителя определит не столько талант, сколько именно что цвет кожи. Махершала Али — хороший актёр и отлично показал себя в таких сериалах как «Карточный домик» и «Люк Кейдж», но «Оскар» за «Лунный свет»?.. Исключительно по расовой квоте.

Лукас Хеджес в «Манчестере у моря» слишком молод, Дев Патель как «Лев» убедителен лишь отчасти. Майкл Шеннон — отличный харизматичный актёр, но даже он не спасает «Под покровом ночи» от «искусственности», поэтому вряд ли козыри окажутся на его стороне.

Куда в большей степени награды заслуживает ветеран Голливуда Джефф Бриджес — тем более что воплощённый им образ уходящего на покой шерифа предполагает в этом плане какое-то подношение. Но один «Оскар» у него уже есть, и весьма вероятно, что Академия «Любой ценой» зажмёт ему второго. Хотя этот вариант был бы как раз самым нестыдным.

Коллаж из кадров фильмов-номинантов на премию «Оскар-2017»

© Максим Марков/Ridus.ru

Лучшие визуальные эффекты

Одна из немногих номинаций, где отсутствует «Ла-Ла Ленд», и, что важнее, та категория, в которой традиционно «разбираются все» — тем более что в неё и попадают, как правило, преимущественно «зрительские» фильмы, собирающие по всему свету кассу блокбастеры.

Многих наверняка удивит присутствие в списке пожара на нефтебуровой платформе «Глубоководный горизонт» — и многим наверняка захочется поболеть за путешествия «Доктора Стрэнджа» или эпичные космические битвы «Изгоя-один», где также «оживили» давно умершего актёра. Но наивысшие шансы здесь, кажется, у «Книги джунглей» — за создание мира, в котором дикие хищники, за редким исключением, даже не пробуют съесть маленького мальчика.

Хотя если академики расщедрятся, то могут отметить и анимационный фильм «Кубо. Легенда о самурае», благо он тоже этого заслуживает.

Коллаж из кадров фильмов-номинантов на премию «Оскар-2017»

© Максим Марков/Ridus.ru

Лучший анимационный фильм

Абсолютное большинство зрителей наверняка болеет за «Зверополис» — и мало кто сомневается в том, что именно его создатели и поднимутся в итоге на сцену. Тем более что у мультфильма за спиной не только народная любовь, но и россыпь престижных наград, главная из которых — премия «Энни», служащая аналогом «Оскара» в анимационном мире.

В отсутствии другого кассового суперхита «В поисках Дори» единственным конкурентом «Зверополиса» (за который буду болеть лично я) является «Кубо. Легенда о самурае», созданный в настолько уникальной технологии, что имеет также (как уже было отмечено выше) выдвижение и за лучшие спецэффекты. Фильм по достоинству был отмечен Британской киноакадемией, однако велико подозрение, что американцам это не указ — и «БАФТА» останется для него итоговым призом.

По-диснеевски увлекательная «Моана», созерцательно-бессловесная «Красная черепаха» (Франция — Бельгия — Япония) и франко-швейцарская «Жизнь кабачка» (единственная из этой пятёрки, не дошедшая пока до наших экранов) явно были добавлены в номинацию чисто для веса — и удовлетворяться лишь вежливыми аплодисментами.

Коллаж из кадров фильмов-номинантов на премию «Оскар-2017»

© Максим Марков/Ridus.ru

Лучший иноязычный фильм

Данную категорию привычно-ошибочно называют у нас «иностранной», забывая, что в прицел «Оскара» попадают не только американские фильмы, но много более — англоязычные. Поэтому здесь регулярно представлены работы из Великобритании, а теперь всё чаще — даже из Австралии (как «Безумный Макс» в прошлом году и «По соображениям совести» в этом). Этим, кстати, объясняется тот факт, что «Оскара» до сих пор нет у всеми признанного датского гения Ларса фон Триера: просто он уже довольно давно свои фильмы предпочитает снимать именно что на английском, что лишает их возможности быть выдвинутыми от Дании.

Любой, кто следит за наградным кинопроцессом, сразу скажет, что соперников у представляющего Германию «Тони Эрдманна» нет. Мелодраматическая повесть о том, как отец пытается наладить отношения с чересчур занятой дочерью (фильм выходит на этой неделе и в российский прокат), и правда стала призовым рекордсменом прошлого года — забрав, например, все главные призы Европейской киноакадемии. Однако Европа Америке не указ — и как раз тут вполне можно ждать от академиков сюрприза.

Шума вокруг остальных номинированных лент куда меньше, но, тем не менее, все они так или иначе отвечают важнейшему «оскаровскому» критерию: простое качественное кино с крепкой, убедительной, а главное — универсальной историей.

Выдвинутая Швецией «Вторая жизнь Уве» — трагикомедия о потерявшем смысл жизни занудном пенсионере. Иранский «Коммивояжёр» — детектив о поисках насильника, вошедшего в по ошибке открытую ему дверь. Датская «Моя земля» — драма о последствиях войны, когда за приказы генералов отвечать приходиться солдатикам-молокососам. Австралийская «Танна» — история любви, которую не способны разорвать устаревшие традиции и наставления старших.

Российский прокат последней картины не предусмотрен, хотя именно от неё ножа в спину «Тони Эрдманну» можно ожидать скорее всего. Реальная трагедия из жизни хранящего вековые устои племени разыграна силами «артистов» из этого же племени, что доказывает: на «Оскар» может претендовать даже самый дремучий абориген — если он верен законам жанра и следует урокам из голливудских учебников.

Коллаж из кадров фильмов-номинантов на премию «Оскар-2017»

© Максим Марков/Ridus.ru

Лучший документальный фильм

Документальное кино волнует, наверное, немногих, тем более что в наш прокат выходило всего лишь две картины из представленных в номинации: победившее год назад на Берлинском кинофестивале «Море в огне», посвящённое беженцам, и «Анимированная жизнь», рассказывающая о том, как аутист смог благодаря диснеевским мультфильмам влиться в окружающее его общество. Несмотря на их очевидные художественные достоинства, в концепцию нынешнего «Оскара» они явно не укладываются — и явно уступают трём прочим фильмам, которые сосредоточены на бедах чернокожего населения Америки.

Безусловным фаворитом тут выглядит «Тринадцатая поправка»: детальная хроника расизма и дискриминации, указывающая на истоки проблемы и анализирующая, почему конфликты на этой почве до сих пор не прекращены. Награда у этой ленты практически в кармане ещё и потому, что режиссёр Ава ДюВерней была в числе тех, кто два года назад начал с усиленным рвением подбрасывать поленья в заново разжигающийся костёр «академического расизма». Поводом к тому стала её игровая картина «Сельма», выдвинутая тогда в категории «Лучший фильм», но получившая сверху всего лишь ещё одну номинацию — довольно в этой ситуации оскорбительную: за лучшую песню (но хотя бы этот утешительный приз они всё-таки забрали). Сегодня Киноакадемия наверняка созрела для того, чтобы принести автору свои извинения.

Остальные два кандидата: документальная история звезды американского футбола О. Джей Симпсона «О.Джей: Сделано в Америке», которая очевидным образом меркнет на фоне прогремевшего не столь давно сериала «Американская история преступлений», и «Я вам не негр», — самое красноречивое название в этой пятёрке, которое могло бы стать слоганом и всего грядущего праздника.

89-я церемония вручения премии Американской киноакадемии «Оскар» состоится 26-го февраля — в Москве это будет уже утро 27-го.