Военное дело

Программа «Корвет» и флот Украины в эмиграции

0 15014

Помнится, в августе 2021 года Владимир Зеленский заявил о программе создания большого флота, в составе которого будут малые подводные лодки, корветы и боевые катера. К этому времени из двадцати двух боевых кораблей второго и третьего ранга (дальней и ближней морской зоны), доставшихся Киеву по результатам раздела Черноморского флота СССР, осталось только три. Зато увеличилось количество катеров — с девяти до девятнадцати за счёт собственных мощностей и «спонсорской» помощи.

Украинцы построили на киевском заводе «Кузница на Рыбальском» (бывшая «Ленинская кузница») восемь катеров по проекту 58155 «Гюрза-М» (последний ввели в боевой состав в этом году) и два по проекту 58503 «Кентавр-ЛК» водоизмещением 34 и 55 тонн. В качестве помощи успели принять четыре американских патрульных катера постройки 1986–1989 годов типа Island, получивших названия «Славянск», «Старобельск», «Сумы» и «Фастов». Они побольше, их водоизмещение составляет 169 тонн.

После затопления фрегата «Гетман Сагайдачный» (24 февраля 2022), уничтожения среднего десантного корабля «Юрий Олефиренко» (29 мая сего года) и поражения минного заградителя «Балта» (18 июля сего года) катерные силы стали представлять основу ВМС Украины. Из них уже осталось четыре «гюрзы», три «острова» («Славянск» уничтожен в марте прошлого года) и один «кентавр», запертые где-то на Днепре или в лиманах. Были и более мелкие подарки типа Metal Shark’s 7M и Sea Ark Dauntless (оба изготовлены по технологии RIB) или Metal Shark 40 Defiant. Вероятно, это именно они в последнее время успешно идут ко дну под ударами нашей морской штурмовой авиации. В результате задача по противодействию Черноморскому флоту России была переложена Киевом на проведение диверсий с помощью безэкипажных катеров и БПЛА. Однако анонсированная программа кораблестроения является не первой и в Лету не канула, а некоторые купленные на выделенные кредиты корабли даже принимают участие в учениях НАТО.

Корветы незалежності

Две программы создания корветов как приоритетных кораблей для ВМСУ предусматривали их строительство на собственных верфях. Первая попытка, начавшаяся сразу после обретения «незалежности», вскрыла большой объём проблем. Как пишет в одной из своих статей главный конструктор проектов Казённого исследовательско-проектного центра кораблестроения (КИПЦК, г. Николаев, Украина) Сергей Кривко, к концу 90-х годов «в области проектирования корветов (по крайней мере, для собственных нужд) в отечественной оборонной промышленности и в ВМС наступил „кризис жанра“».

«Оборонка исчерпала старый (советский) научно-технический задел, а ВМС оказались без средств на проведение перспективных НИОКР. Да и украинские политики не способствовали принятию ясных и однозначных технических решений в области создания национальных вооружений».

Следует отметить, что КИПЦК был создан в 1975 году как структурное подразделение Северного ПКБ (Ленинград), являвшегося проектантом основных классов боевых надводных кораблей ВМФ СССР. Необходимость такого шага была связана с обеспечением военного кораблестроения на юге страны. В последующем оно было преобразовано в Южное ПКБ, а после распада Советского Союза перешло под юрисдикцию Украины и стало головной организацией по научно-техническому направлению «кораблестроение» и стратегически важным предприятием для национальной безопасности и экономики Украины.

«Палочкой-выручалочкой» для украинских корабелов стала работа с зарубежными партнёрами. Изучение рынка в сегменте «корвет» привело к разработке проектов двух типов кораблей данного класса водоизмещением 1100 и 1500 тонн — «Мираж» и «Мистраль-1500Т», ориентированных на иностранного покупателя. К первому проявляли интерес Малайзия, Индонезия и Бруней, хотя далее дело не пошло. Последний был доработан под требования Турции по теме MILGEM, к ней мы ещё вернёмся.

Ориентация на внешний рынок, хотя и без особых достижений, принесла свои плоды. Осенью 2003 года на основе прототипа корвета «Мираж» в Севастополе был представлен проект 58200 «Гайдук-21» водоизмещением 1200 тонн. В нём, как утверждает Сергей Кривко, «была учтена специфическая технология постройки боевых кораблей на ОАО „Завод „Ленинская кузница“ — единственном на Украине предприятии, сохранившем опыт и производственные мощности для постройки малых боевых кораблей» (на заводе строились малые противолодочные корабли по проектам 1124 и 1124М). Интересно, что в части, касающейся обитаемости, корабль проектировался по действующим стандартам для ВМС НАТО, а принцип размещения жилых и санитарно-гигиенических помещений позволял принять в состав экипажа лиц женского пола (до 20% экипажа). Предусматривалось временное базирование корабельного многоцелевого вертолета среднего класса типа британского Lynx или французского Dauphine.

Корвет проекта 58200 «Гайдук-21». Инфографика автора

Вот только отсутствие собственных производителей морского оружия и ограниченное финансирование диктовали необходимость рассматривать в качестве поставщиков ракетных и артиллерийских систем российские предприятия. Тогда мы ещё сотрудничали и готовы были протянуть руку помощи. Ведь практически параллельно для ВМФ России в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург) разрабатывался и наш корвет по проекту 20380 «Стерегущий». Но что-то не задалось, и похожий на него «Гайдук» остался миражом.

Вторая попытка, предпринятая спустя шесть лет, привела к защите технического проекта на создание корвета водоизмещением 2500 тонн. Планировалось, что на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве до 2026 года будет построена серия из десяти — двенадцати таких кораблей по проекту 58250, в том числе четыре вступят в состав ВМСУ в 2021 году. Головной нарекли именем «Владимир Великий». Строительство предусматривало кооперацию предприятий Украины, Италии, США, Франции, ФРГ, Нидерландов, Дании и Швейцарии.

Реализация программы позволила бы украинскому военному кораблестроению перейти на совершенно новый уровень в этой отрасли, в том числе с выходом на международные рынки. Корпус корабля был сформирован в 2014 году, а дальше деньги стали уходить на войну в Донбассе.

Корвет проекта 58250 «Владимир Великий». Источник: defence-ua.com.

Обращает на себя внимание тот факт, что радиотехническое вооружение для проектов 58200 и 58250 предусматривалось собственного производства от киевских предприятий «Квант-радиолокация», НИИ гидроприборов, НИИ «Квант» и других, не попадавшихся пока в списках поражённых объектов, как и КИПЦК с «Кузницей на Рыбальском». Зато мощнейший судостроительный комплекс в Николаеве, на котором когда-то строились линкоры, подводные лодки, авианесущие крейсеры и другие корабли Российской империи и Советского Союза, постигла незавидная участь ещё до начала СВО. В июле 2021 года ПАО «Черноморский судостроительный завод», признанное банкротом, было ликвидировано. Тем не менее от программы под условным названием «Корвет» в Киеве не отказались. Судя по дальнейшим событиям, попытка строительства корабля по проекту 58250 стала результатом совместной работы с Турцией по теме MILGEM, только реализовать её самостоятельно Киев не смог.

Попытка номер три — заход гетманов через MILGEM

Тема MILGEM — это программа ВМС Турции по созданию «национального корабля» (тур. Milli Gemi), предусматривающая строительство корветов типа Ada, фрегатов ТF-100 и эсминцев TF-2000. К проблеме отечественного кораблестроения Анкара пришла практически в одно время с Киевом — в середине 90-х, что, вероятно, и предопределило их дальнейшее сотрудничество. Реализация программы началась в 2000 году. Первыми кораблями как раз стали четыре корвета, спроектированные турками при участии украинского КИПЦК и введённые в состав флота в 2011–2019 годах. По сведениям из открытых источников, корветы имеют водоизмещение 2400 тонн, что близко к украинскому проекту 58250. Вооружение состоит из современного радиоэлектронного оборудования от фирм Thales (Франция) и Aselsan (Турция), восьми ПКР Harpoon в двух пусковых установках по четыре ракеты, 21 ракеты ЗРК RIM-116 с ПУ Mk 49 RAM, 76-миллиметровой автоматической артустановки, двух 12,6-миллиметровых пулеметов и двух сдвоенных 324-миллиметровых торпедных аппаратов. На палубе имеется вертолетная площадка и ангар для вертолета S-70B Seahawk. Несложно заметить, что этот набор тоже близок к разработке КИПЦК, как и внешнее сходство кораблей.

TCG Kinalıada, четвертый корвет типа Ada. Источник: euro-sd.com.

В конце декабря 2020 года Украина заключила контракт с Турцией на строительство четырёх (по другой версии — пяти) корветов данного типа для своих ВМС. По условиям сделки, первые два корпуса должны строиться на Стамбульской военно-морской верфи RMK Marine с дальнейшим переводом на неоднократно проданный, но возрождённый «из пепла» в 2019 году завод «Океан» для оснащения необходимой техникой и вооружением. Производство последующих предусматривает локализацию на этом же заводе по переданной турками документации.

Корпус первого под именем «Гетман Мазепа» был спущен на воду в октябре прошлого года в присутствии официальных лиц и сформированного экипажа. Далее его должны были привести в Николаев для достройки, дооснащения и проведения заводских ходовых и государственных испытаний, которые планировалось начать в конце нынешнего года. Как известно, по николаевскому заводу «Океан» уже неоднократно наносились демилитаризационные ракетные удары, в результате которых были повреждены цеха. Так что вопрос о том, где будут достраивать первый корвет и какая судьба ждёт второй под именем «Гетман Скоропадский», заложенный на стамбульской верфи 18 августа, остаётся открытым. Скорее всего, оба «гетьмана» останутся в эмиграции, как их эпонимы и британские братья меньшего класса.

Черноморский бриз дошёл до Шотландии

Попытка реализации программы Зеленского по строительству нового флота привела Киев не только в США и Турцию, но и на Туманный Альбион. В июне 2021 года было заключено соглашение с Великобританией о продаже и интеграции британских ракет на новых и находящихся на вооружении морских и воздушных платформах ВМС Украины, включая пакет подготовки и инженерной поддержки; о разработке и совместном производстве восьми быстроходных ракетных кораблей; о создании новой военно-морской базы на Чёрном море в качестве основной базы флота Украины и новой базы на Азовском море; об участии в украинском проекте по созданию современного фрегата и продаже двух отремонтированных кораблей противоминной обороны класса Sandown. Информация об этой сделке была опубликована на информационном веб-сайте государственного сектора Соединенного Королевства (GOV.UK). Правда, умолчали о том, что всё это в кредит.

Желание строить военно-морские базы пропало спустя полгода. Оно, может быть, и осталось где-то в потаённых уголках сознания, но, как говорится, «хотеть не вредно». Что касается интеграции ракет в украинские корабли, то уже не на чем, если только не учитывать украино-турецких «гетьманов» с оставшимися «гюрзами» и «кентаврами». Участвовать в украинском проекте «Фрегат» можно до бесконечности, ну или до окончания кредита, выданного на десять лет. Модели быстроходных ракетных британо-украинских кораблей уже демонстрируются на выставках. Но это мелочь, судомодельных кружков у нас тоже много. Удалось пока отремонтировать и продать два списанных тральщика, которые получили названия «Чернигов» и «Черкассы». Обоим уже за двадцать, что многовато для службы кораблей такого класса в ВМС. В мае 2022 года их перевели в Росайт, а с лета на них была начата подготовка украинских экипажей. В январе этого года тральщики были замечены на боевой подготовке в море близ британских островов. А с 26 июня по 7 июля они приняли участие в ежегодных учениях НАТО Sea Breeze у западного побережья Шотландии.

Тральщики «Чернигов» и «Черкассы» на учениях Sea Breeze — 2023. Источник: cherkassy-news.ru.

«Морской бриз» впервые с 1997 года задул не в Чёрном море. Причина вполне понятна: проливы Дарданеллы и Босфор закрыты для военных кораблей, и это хорошо. Их численность на учениях Sea Breeze по сравнению с периодами 1997–2013 и 2014–2021 годов практически не увеличилась (доходило и до 31 в 1998 году с участием кораблей и авиации ВМФ России), но зато изменилась тематика. Если до 2013 года включительно она носила миротворческий и гуманитарный характер, то с 2014-го началась подготовка к ведению военных действий. «Ридус» уже рассказывал о трансформации тем международных военно-морских учений в статье «Куда из Чёрного моря пропали корабли НАТО?» в марте.

Статистика изменения численности кораблей НАТО на учениях Sea Breeze с 2014 года. Инфографика автора.

Летом этого года не только произошёл численный обвал Sea Breeze, но и тема стала близкой к действительности. Семь кораблей Первой постоянной противоминной группы ВМС НАТО от Нидерландов (три), Великобритании, Эстонии, Франции и Норвегии, допустив до себя два украинских тральщика, отрабатывали ведение противоминных действий с прицелом на обеспечение безопасности для судоходства в Чёрном море от украинских мин. Может, британские «сэндауны» под украинским флагом и в самом деле пригодятся для этого несколько позже, а пока пусть подождут в эмиграции?

Как-то невольно получилось, что всё в этой истории крутится вокруг 2021 года, когда при поддержке Запада началась реализация программы Зеленского по строительству ВМСУ, предусматривающая три этапа: первый до 2024 года, второй до 2030 года и третий до 2035 года. На каком из них ситуация приобрела бы необратимый характер, сказать трудно. Так что начало СВО, помимо официально заявленных целей, сорвало и другие планы. Не зря ведь когда-то Чёрное море называлось Русским.

Малые подводные лодки, как и современный фрегат с восемью ракетными катерами, «превратятся в тыкву», а четыре или пять корветов от Турции и два тральщика от Великобритании, вероятно, никогда не дойдут до порта приписки. По всем международным канонам, при нахождении в портах невоюющих иностранных держав свыше положенного срока украинским военным кораблям грозит разоружение, а экипажам — интернирование с последующей отправкой на родину другими видами транспорта. Но это не по так называемым «их правилам», а, повторюсь, по международным. Однако если у них в почёте «их ценности», то пусть вспомнят о событиях у Ла-Платы. 13 декабря 1939 года там произошёл известный бой между германским линкором «Адмирал Граф Шпее» и британскими крейсерами «Эксетер», «Эйджекс» и «Акилез». Получив серьёзные повреждения, линкор направился в порт Монтевидео, где его командир рассчитывал на необходимый ремонт. После осмотра корабля представителями Уругвая на устранение неисправностей было предоставлено 72 часа, которых оказалось недостаточно. Исход известен: линкор вывели в море и взорвали, командир корабля капитан цур зее Ганс Лангсдорф благородно застрелился, экипаж остался в Южной Америке.