Вчера на глубине 20 метров к работе приступила «Клавдия» — тоннелепроходческий комплекс Lovat-242SE, который пройдет 1200 метров под Дмитровским шоссе и завершит проходку тоннеля на глубине 40 метров около будущей станции «Верхние Лихоборы». Мне впервые удалось побывать на работающем щите и своими глазами увидеть, как работает этот огромный и сложный механизм.
Станция «Селигерская» Дмитровского радиуса Люблинско-Дмитровской линии будет расположена на развилке Коровинского и Дмитровского шоссе. Любители быстрого и вредного питания могут радоваться — вестибюль новой станции будет выходить прямо к "Макдачной".
Станция строится открытым способом в 28-метровом котловане. Слева на снимке ведется монтаж второго ТПМК (тоннелепроходческого комплекса) — Lovat-238SE для сооружения второго перегонного тоннеля, а справа — «Клавдия», которая за время съемки уже успела пройти один метр. Все, что видно на фотографии, относится к механизированному щиту, вся конструкция которого через пару дней, подобно огромному «червяку», полностью уйдет под землю, оставляя за собой разработанный грунт и готовую обделку тоннеля.
Расстрелы котлована.
Сверху проходит линия конвейера, по которой будет подаваться грунт, пересыпаться в вагонетки и вывозиться по уже построенному тоннелю.
Пульт управления, на котором отображается схема работы домкратов и разнообразные параметры работы механизмов. Операторы могут корректировать направление щита, изменяя усилие отдельных домкратов.
Вот так выглядит мощный стальной ротор с резцами. А ведь раньше были немеханизированные тоннелепроходческие комплексы, когда грунт в забое выбирался рабочими вручную с помощью лопаты, кирки, позже отбойного молотка и удалялся через построенный тоннель на вагонетках.
Сегодня труд проходчика превратился в квалифицированную работу оператора. Современные средства навигации — гироскопы и лазерные теодолиты позволяют щиту точно выдерживать проектные значения трассы.
Строители метро. По трассе будут следовать 4 бригады проходчиков, которые обеспечат круглосуточную работу тоннелепроходческого комплекса.
При работе щита разрабатываемая порода подается сначала в герметичную камеру грунтопригруза. Когда давление в камере сравнивается с давлением в забое, грунт удаляется с помощью шнекового конвейера (как в бабушкиной мясорубке). Таким образом, обеспечивается постоянное поддержание давления на забой как при движении щита вперед, так и при отводе щитовых домкратов для монтажа очередного кольца обделки.
Для рекордсменки «Клавдии» этот тоннель будет уже 9-м, а впервые этот ТПМК применили в 2003 году на строительстве Бутовской линии.
Домкраты щита упираются в последнее собранное кольцо и двигают щит вперед.
Блокоукладчик.
Отработанная порода пересыпается в вагонетки. Пока работы у машиниста дизелевоза мало — щит только начал проходку, и перевозить вагонетку нужно всего на пару метров до крана.
Загруженные вагонетки поднимают краном и выгружают в самосвалы. А пустые возвращают в котлован.
Если для вагонеток строят систему рельс, то сам тоннелепроходческий комплекс двигается прямо по тюбингам.
Несколько фотографий второго щита «Абигайл».
Стройка на время, метро навсегда!
Портреты настоящих работяг:
Делявский Владимир, бетонщик подземных работ. В Метрострое работает год, куда его позвали друзья, в том числе Румянцев Александр, который работает уже 7 лет стропальщиком (ниже на фото). Сверху справа — Конорев Игорь Алексеевич, бригадир. Ниже — Степанов Владимир Анатольевич, машинист дизелевоза. В Метрострое уже 15 лет.
Мой автопортрет в глубинах щита.
Спасибо Саше russos за экскурсию и Метрострою за возможность!
Читайте репортаж Саши тут: Старушка снова в деле!