В Сочи прошли очередные интеграционные переговоры Владимира Путина и Александра Лукашенко.
Третья встреча двух союзников в 2021 году прошла во время беспрецедентного охлаждения отношений между Минском и коллективным Западом, а также накануне встречи лидера России с главой США Джо Байденом. Потому тяжелая международная обстановка и вечная тема строительства Союзного государства стали главными вопросами в разговоре двух лидеров.
Собкор «Ридуса» в Минске разбирался в текущей союзнической повестке дня, а также в конспирологических версиях самого длинного в истории современной России дипломатического «долгостроя».
Спасем Европу. Ситуация накануне переговоров
В тот же день, прежде чем отправиться в Россию на встречу с Владимиром Путиным, Александр Лукашенко принимал в Минске Исполком СНГ. Выступая перед премьер-министрами СНГ, Лукашенко неожиданно объявил о скорой совместной белорусско-российской гуманитарной интервенции на Запад. Глава Белоруссии рассказал о договоренности с президентом России помочь гражданам стран Запада и Украины, которые хотели бы сделать прививки от COVID-19. «Хоть их правительства ведут себя неприлично в отношении Беларуси, но вы видите, какой спрос на „Спутник V“ в западных государствах, и к нам очень много людей всячески пытаются пробраться», — сказал Александр Лукашенко.
Фото интерьера переговорного зала, где прошла встреча Лукашенко и Путина.«Люди просят: помогите! Мы договорились с президентом России, что Беларусь откроет несколько переходов на границе, обустроит там соответствующие палатки, если нужно. У нас хватает на границе этих пунктов, чтобы принять желающих с территории Польши, Литвы и других государств. И особенно Украины. Там же наши люди живут, на одном языке разговариваем. И оказать им помощь в вакцинировании. Мы сейчас прорабатываем этот вопрос, учитывая, что у нас нет „бешенства“ в отношении самой пандемии и вакцинации населения», — заключил Лукашенко.
Однако Западные правительства вряд ли оценят заботу Александра Лукашенко об их гражданах, так как накануне иностранная пресса тиражировала портреты главы Белоруссии с объявлением о краудфандинговом сборе 11 миллионов евро на его поимку.
Получается, что за голову политика назначили цену, как за какого-то бандита из прерии. И теперь ждут, когда голову в мешке принесут жадные обыватели, вероломные соратники или специальные охотники за головами (Bounty Hunter). Еще недавно такая идея казалась дикой и даже абсурдной. Но сегодня, как пишет DW, она «соответствует всем нормам европейского законодательства».
«Неспешная интеграция». О чем Путин говорил с Лукашенко
Большая часть пятичасовой беседы была закрытой. Под камеру союзники традиционно катаются на лыжах (в данном случае на яхте), обсуждают рецепты вкусной каши и другие приятные мелочи жизни. Вот и на этот раз в семиминутном отрезке для «Пула» говорили всё больше о погоде и температуре морской воды в Сочи.
Впрочем, о цели визита Александра Лукашенко догадаться не сложно. Традиционно он приезжает в Россию просить денег, а с недавних пор еще и политической поддержки. Глава Белоруссии предпочитает личные встречи, так как уверен, что его харизма помогает ему в переговорах. Есть верная примета: в случае успеха переговоров он с удовольствием рассказывает об этом своим министрам сразу же по приезде в Минск.
В случае когда новых займов получить не удалось, медиапауза растягивается на неделю-другую, после чего в сторону России летят «молнии». В пятницу же Лукашенко на камеры жаловался Путину, как Запад «замочил» белорусскую авиакомпанию «Белавиа», и пообещал показать коллеге документы из черного кейса, «чтобы тот понял, что происходит».
Путин понимающе кивал, но, когда речь зашла о двусторонних отношениях, достаточно сенсационно заявил на камеру, что «интеграция в Союзном государстве должна идти не спеша». По его мнению, «вопрос только в том, чтобы делать все последовательно, не спеша, не забегая вперед, а действуя поэтапно, имея в виду как раз обеспечение наших интересов, как каждая из сторон это сама для себя определяет».
Отметим, заявление о неспешности строительства Союзного государства, которому в этом году, на минуточку, исполнилось уже 25 лет, резко контрастирует с прежними разговорами о необходимости срочно принять «дорожные карты», создать единое налоговое, таможенное и прочее законодательство для наполнения полуживого проекта СГ реальным смыслом.
Лукашенко и Путин на Черном море в районе Ялты.Призыв Владимира Путина «не спешить» вызывает опасения у белорусских экспертов. Политический обозреватель из Бреста Кирилл Озимко в комментарии «Ридусу» заявил: «Загвоздка в том, что чем позже будет реализовано Союзное государство, тем меньшей поддержкой населения Беларуси оно будет пользоваться и тем больший отпор здесь получит. Время играет против интеграции. Подрастает уже второе поколение белорусов без союзной или русской идентичности. Кроме того, белорусы пока не видят контуров политической выгоды от реализации Союзного государства. Главное, что многим белорусам не ясно, — так это то, как интеграция сможет разрешить нынешний политический кризис и объединить общество. И сможет ли вообще? Если сможет, то каким образом? А может, наоборот, законсервирует?»
Чем больше времени идет — тем меньше верится в реализацию СГ, — считает эксперт.Итоги встречи. Полетит ли Belavia в Крым?
На этот раз сторонам все же удалось кое о чем договориться. К вечеру второго дня неформальных переговоров пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков вышел к журналистам и рассказал о достигнутых договоренностях.
«В основном фигурировали две большие темы — это вопросы дальнейшего развития торгово-экономического взаимодействия России и Беларуси, а также борьба с пандемией», — сказал Песков.
Минтрансам двух стран — России и Беларуси — дано поручение организовать все аспекты воздушного сообщения, в том числе с учетом наступающего периода отпусков и с учетом большого количества граждан Беларуси, которые хотят приехать на Черноморское побережье России, а также, что немаловажно, с учетом того, что большое количество граждан Беларуси предстоит как-то возвращать на свою родину, — рассказал представитель Кремля.Таким образом, белорусской стороне, помимо психологической поддержки, будет оказана помощь в минимизации от потерь европейского авиатрафика из-за инцидента с самолетом Ryanair. При этом не прозвучало прямого ответа на вопрос, полетят ли белорусские самолеты в Крым. Ведь в случае если Belavia организует рейсы из Минска, Бреста и Гомеля, это поможет гражданам Украины быстро и беспрепятственно попадать в Крым.
Отметим, на следующий день, 30 мая, генеральный директор Belavia Игорь Чергинец в эфире YouTube-канала «Соловьев LIVE» поспешил заявить, что компания летать в Крым не планирует.
«Должно быть политическое признание Крыма как части России. Будет политическое решение — будем смотреть», — сказал гендиректор Belavia. Еще одной договоренностью стало согласование второго транша госкредита России для Белоруссии в размере 500 миллионов долларов (о предоставлении этого кредита стороны договорились в сентябре прошлого года). Эти средства поступят в Минск ближайшее время. При оглашении результатов встречи Песков подчеркнул важность Белоруссии для России, а также особый характер отношений двух стран.
Что будет с Союзным государством? Теории заговора
Тем не менее среди сторонников и противников проекта Союзного государства в Белоруссии и России существуют несколько популярных мнений о прошлом и недалеком будущем белорусско-российских отношений.
Противники СГ, условные «русофобы», вот уже 26 лет повторяют мантры про скорую «аннексию» Белоруссии «вежливыми людьми» и сдачу Лукашенко белорусского суверенитета Москве. Их главный тезис: сюда придет «русский мир» и принесет за собой войну и опустошение. В то же время пророссийские активисты внутри РБ, а также русские националисты в России говорят, что российская дипломатия «беззуба», Москва «пляшет под дудку Лукашенко», подставляясь и втягиваясь в его внешнеполитические авантюры, не имея при этом ничего взамен.
С вопросом, сдает ли Лукашенко суверенитет и возможно ли сейчас, учитывая его шаткое положение в стране и мире, подписывать с ним какие-либо интеграционные карты, «Ридус» обратился к кандидату политических наук Станиславу Бышку.
Лукашенко привез на встречу в Сочи портфель документов.«Суверенитет в политической науке — это обозначение того субъекта, которому принадлежит государство. В демократических странах таковым является вся совокупность граждан, которые через систему выборов делегируют менеджерские функции ограниченному числу лиц — парламентариям разного уровня, мэрам, президенту. В демократиях же граждане могут, когда приходит время, переизбрать или не переизбрать тех, кто находится у власти, тем самым обозначая то общее направление, куда дальше должно двигаться государство. В недемократических — или, как сейчас принято говорить, гибридных — режимах фактическим сувереном является конкретный человек, или реже группа лиц, или одна партия, которые, как правило, регулярно проводят плебисциты, на которых победить могут только они сами или одобренные ими кандидаты. Когда речь заходит о предполагаемой сдаче суверенитета, то в случае с Белоруссией следует отдавать себе отчёт, что на данный момент совокупность граждан республики этим суверенитетом очевидно не владеет», — заявил политолог.
В то же время эксперт обратил внимание на кулуарность встреч Путина с Лукашенко. «Очевидно, если бы консультации Москвы и Минска по дорожным картам были хоть сколько-нибудь публичными, если бы существовала общественная и экспертная дискуссия по конкретному содержанию интеграционных инициатив, ситуация была бы проще и рассматривалась бы вне текущих политических лидеров двух стран. Но когда Союзное государство по-прежнему ассоциируется с действующим белорусским президентом, вся история становится проблематичной. Очевидно, это понимают в Москве, поэтому общая активность сейчас сводится к минимизации ущерба от санкций и к усилению кооперации по линии силовиков», — считает политолог.
«Ридус»: Есть мнение, что это не РБ — вассал Москвы, а Россия остается без самостоятельной внешней политики, заступаясь за Александра Лукашенко, тем самым невольно втягивается в повестку, которую диктует он. Насколько такие разговоры справедливы?
© kremlin.ruСтанислав Бышок: Действительно, порой есть ощущение, что в диаде Москвы и Минска последний является ведущим партнёром. Я бы не стал говорить о вассалитете, оставим это официозным отечественным спикерам, рассуждающим об отношениях США со своими партнёрами. Факт состоит в том, что не представляется возможным представить случай, когда президент Путин публично критиковал бы действия своего белорусского коллеги. Российские органы власти, в частности МИД, также всегда встают на сторону официального Минска, что нередко вызывает недоумение и очевидное раздражение даже у обслуживающих провластную повестку российских политических комментаторов.
Этому явлению можно дать несколько объяснений. Главное — это безопасность. Для официальной Москвы безопасность периферии является основным приоритетом, а идея о том, что коллективный Запад угрожает этой безопасности, является аксиомой. В этой парадигме предполагается, что любые внешние проявления несогласия Москвы и Минска льют воду на мельницу враждебных внешних сил. Правда, за воображаемым лесом геополитической борьбы традиционно забываются граждане, многим из которых не нравится безусловная поддержка Кремлём Лукашенко как легитимного президента и всех его действий, включая откровенно сомнительную историю с приземлением в Минске рейса Ryanair.
Еще один опрошенный «Ридусом» эксперт по Белоруссии Кирилл Аверьянов-Минский считает, что Александр Лукашенко суверенитет Белоруссии на переговорах с Путиным не уступает.
Это видно на примере «дорожных карт» по интеграции, которые должны были быть подписаны еще в конце 2019 года, но не подписаны до сих пор. И, скорее всего, не будут подписаны. Потому никаких действий в направлении того, что белорусские «змагары» называют продажей суверенитета, не заметно.
«Ридус»: Справедливо ли мнение, что Белоруссия во многом управляет внешней политикой России?
Кирилл Аверьянов-Минский: Да, это тот случай, когда «хвост вертит собакой». Кремль во многом вынужден поддерживать то, что делает Александр Лукашенко. В том числе его самые экстравагантные поступки.
«Ридус»: Во время встречи с Александром Лукашенко Владимир Путин заявил, что «интеграция в Союзном государстве должна идти не спеша». Означает ли это полный отказ России от идеи СГ и своего влияния на территории РБ?
Кирилл Аверьянов-Минский: По части Союзного государства Кремль всё еще почему-то считает, что Лукашенко можно убедить начать процесс углубления интеграции, что все еще можно его уговорить. На мой взгляд, сделать это невозможно. Я считаю, что реальные интеграционные процессы между Россией и Белоруссией начнутся только тогда, когда Кремль начнет разговаривать с Лукашенко с позиции силы.