Кино

Прощай, Бонд: новый фильм об агенте 007 может оказаться последним

1 1521

«007: СПЕКТР» (SPECTRE)

Великобритания — США, реж. Сэм Мендес, в ролях: Дэниэл Крэйг, Леа Сейду, Рэйф Файнс, Кристоф Вальц, Эндрю Скотт, Бен Уишоу, Наоми Харрис, Дэйв Батиста, Моника Беллуччи.

Сайт фильма

Джеймс Бонд получает с того света то ли приказ, то ли личную просьбу: найти одного мужика, убить его и сходить на похороны. Разматывая кровавый клубочек, он выходит на таинственную организацию «СПЕКТР» — в которой, оказывается, состояли решительно все его враги из недавнего прошлого.

Трейлер фильма «007: СПЕКТР»

Намёк на это присутствует уже во вступительных титрах под обязательную песню, где заявлены все покойники предыдущих трёх серий бондианы с Дэниэлом Крэйгом — от Ле Шиффра и Веспер Линд до Сильвы и М. Фильм, собственно, и начинается с утверждения: «Мёртвые живы», — на понимании которого основано празднование Дня мёртвых в Мехико, где Бонд и находит нужного ему человека. Тени почивших мелькают по всему дальнейшему сюжету — упоминаниями, портретами, подписью на забытой VHS; суть их появления в том, что ошибкой было думать, что злодеи каждый раз действовали в одиночку. Четвёртый с момента перезагрузки фильм таким образом продолжает встраивать хорошо известную поклонникам цикла мифологию в современный контекст — вплоть до появления Эрнста Ставро Блофельда с его неизменным белым пушистым котом.

Кадр из фильма «007: СПЕКТР»

Однако понимать картину (вроде бы) следует так, что на ней новый этап развития легендарной и самой знаменитой во всём мире франшизы будет приостановлен: в финале 24-й официальной главы Джеймс Бонд опускается до того, до чего ему не позволяли опуститься никогда ранее. Хотелось бы остановиться на этом подробнее, но предпрокатная рецензия не позволяет подобных спойлеров — и осмысление случившегося станет возможным несколько позже. И вопросом «Что за фигня?!.» будет уже не отделаться.

Видео со съёмок фильма «007: СПЕКТР» с комментариями режиссёра Сэма Мендеса

Хотя первая часть ленты настраивает на положительный лад. Одно лишь вступление содержит: ловкую имитацию длиннющего кадра с переходом с улицы через лифт и номер на крышу; традиционный гэг, когда даже при обрушении дома Бонд падает попой на мягкий диванчик; достойную и очень эффектную сцену, в которой вертолёт рискует свалиться в многотысячную толпу.

Какое-то время сам фильм ещё старается соответствовать прологу, хотя и сосредотачиваясь (что было подзабыто) преимущественно на хохмах. Их основным проводником становится (сюрприз) технарь Кью: он запуливает Бонду в кровь наночипы, дарит часы, показывающие время (машину отдали 009), и жалуется, что нужно платить за ипотеку и содержать двух котов (потом ещё будет шутка, как М грозит украсить его яйцами новогоднюю ёлку). В подготовленной им машине (которую 007 всё-таки спёр без спроса) есть функция «Огонь», но нет боеприпасов, а поворот рычажка на «Атмосферу» означает включение старого доброго хита ( «О, нет!» — в сердцах реагирует Бонд, гоняя в эту секунду по пустым римским улицам). Между тем новый босс спецслужбы гарантирует, что слияние разведок выведет их из мрака средневековья к свету, а на собрании сверхзлодеев говорят об аптеках, рабах и мигрантах.

Кадр из фильма «007: СПЕКТР»

Но где-то после фразы «Вы как воздушный змей в центре урагана, мистер Бонд» очарование улетучивается, бодрость скисает, а безмятежная ирония уступает место немного натужному проставлению обязательных «галочек». Бонд направляет ствол на беззащитную мышку, выпытывая, кто её прислал, на кого та работает. Бонд в поезде просит проводника погладить ему костюм, который впоследствии оказывается белоснежным. Бонд перед лицом смерти морщится от болтовни врага (прикол в том, что того играет неизменно говорливый Кристоф Вальц); тот в свою очередь упрекает давнего знакомого, что все его женщины на одно лицо. К этому времени уже отчётливо понятно, что с фильмом что-то не так — а потому и не смешно, и не страшно.

Кадр из фильма «007: СПЕКТР»

Окончательно обаяние «СПЕКТРа» рассасывается, когда проясняются два момента: чего именно добивается глава Объединённой разведки — и почему Бонд с первого взгляда узнал того, кого ему стоит более всего опасаться. Первое касается всеохватывающей слежки, которая якобы охраняет покой людей; тема актуальная — причём настолько, что ощущение, что она, как и всплывающие следом вопросы демократии, присутствует теперь в каждом чётном фильме. Бондиане не впервой заимствовать чужие идеи ( «Скайфолл» тоже не был оригинален), но одно дело — спереть элегантно, и совсем другое — так топорно.

Что же насчёт второго… Сага про агента 007 никогда не славилась особой правдоподобностью, всегда ведь было очевидно, что это такая милая фантазия скучающих людей, которые всегда готовы послать логику куда подальше. Но чтоб вот так… Чтоб такое… Ну-ну. Здесь сама собой напрашивается крылатая цитата из культового российского хита: «Не брат ты мне…», — но не посмотрев картины, вы не оцените её подлинного блеска.

Видео со съёмок фильма «007: СПЕКТР», посвящённое экшен-сценам

Сюжетные беды цепочкой влекут за собой потерю интереса даже к экшен-сценам. Они, разумеется, есть, и некоторые из них — блестящие, но недостаточно убедительная мотивация лишает стопроцентного удовольствия. Перескакивая из Мехико в Лондон, из Рима в Австрию, а оттуда в Танжер, Джеймс Бонд значительно увеличивает бюджет фильма — но это не добавляет «СПЕКТРу» того, за что его можно было бы искренне полюбить. Хотя авторы куда сильнее прежнего давят на человеческую составляющую главного героя, большого успеха в этом они не добиваются: всё-таки мы слишком давно его знаем, чтобы поверить в такую его — внезапную — перемену.

Кадр из фильма «007: СПЕКТР»

Но в самую первую очередь проблема новой серии в том, что она выходит после сверхудачного «Скайфолла» — что повышает как зрительские ожидания, так и истерию внутри съёмочной группы. Причём подобное уже было на нашей памяти совсем недавно — когда удачный перезапуск с «Казино „Рояль“» вылился в блеклый и даже провальный «Квант милосердия». Все эти стахановские замашки «Следующий фильм будет ещё круче прошлого» редко приводят к действительно годному результату — такая уж есть историческая закономерность. Правда, тут ситуация была несколько иная: продюсеры сохранили режиссёра, оскароносного Сэма Мендеса, ради которого даже согласились подвинуть график работ — лишь бы только он вновь руководил процессом. Но ещё вопрос, пошло ли это на пользу.

Быть может, даже напротив: заявления Мендеса, что уж в третий-то раз его на это точно не подпишут, и намёки Крэйга о своей усталости от роли в совокупности с предложенным сюжетом создают ощущение, что полувековая история Джеймса Бонда на этой картине может быть даже закончена. Конечно, мы все понимаем, что этого не произойдёт — и со временем найдутся новые враги и новые девушки; тем не менее, на данном этапе точка поставлена. И это настолько неожиданно, что сбивает с толку: стоила ли многолетняя борьба вот этого?..

Кадр из фильма «007: СПЕКТР»

Читайте также:

Бондиана: британская разведка направила в Москву М и Манипенни