Товарищ прапорщик, остановите поезд! - Поезд, стой! Раз, два! (Из анекдота)
Риски недостижения целей принятия Изменений, а также возможных негативных последствий этого принятия не предполагаются (Из пояснительной записки к проекту Минкомсвязи)
Министерство экономического развития у себя на сайте выложило проект приказа Минкомсвязи "О внесении изменений в отдельные акты по вопросам применения средств связи» об установлении обязательного требования к уникальности идентификационных номеров ряда абонентских устройств". Документ скучный и длинный, желающие могут ознакомиться с ним полностью, но нас интересуют следствия из этого закона для нормальных людей.
В проекте указано лишь то, что у всех абонентских устройств связи (неважно, 3G-телефон это, GSM-трубка или аппарат спутниковой связи), должны обладать своими уникальными идентификаторами. В отношении наиболее распространенных GSM-трубок эти идентификаторы называются IMEI или IMEISV.
Пресса уже отписалась по нововведению: "Маркер" предположил, что данная мера позволит бороться с кражами мобильников, а "Российская газета" утверждает, что таким образом будет упорядочен рынок мобильных устройств, так как контроль за уникальностью IMEI не позволит использовать "серые" устройства, ввезенные в страну без уплаты таможенных платежей.
Касаться это будет лишь новых абонентских устройств. Со старыми можно будет работать и дальше. Интересно, можно ли будет в будущем купить телефон, например, за рубежом и пользоваться им в России? Насколько хлопотна будет процедура добавления незнакомого IMEI в базу операторов? На эту тему в законе ничего не сказано, говорится лишь утешительное "Изменения не содержат положений, вводящих избыточные и иные ограничения для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих возникновению дополнительных существенных расходов и издержек…" Знать бы еще какие издержки в министерстве считают существенными. Разница в цене между "официальным" и "серым" iPhone тысяч в 10 рублей - это существенный или несущественный расход?
Вообще, у Минкомсвязи относительно мотивации введения изменений есть свое персональное мнение, практически незамеченное прессой. Первая же фраза пояснительной записки звучит так: "Установление обязательных требований, вводимых проектом Изменений, направлено на реализацию практических мер по предупреждению киберпреступности, связанной с использованием абонентских терминалов" (выделение мое). Вряд ли гоп-стоп с отбором имущества, пускай даже такого технологичного как сотовый телефон, можно назвать киберпреступностью. То есть речь идет, скорее всего, об использовании телефонов (и других абонентских устройств), как модемов и совершении преступлений в сети с их помощью: хакерских атак, управление ботнетом, взлом чужих аккаунтов и так далее.
По мысли чиновников, если у каждого устройства будет свой номер, в случае чего оператора можно будет попросить заблокировать выход с него в сеть, узнать, на кого зарегистрирована SIM-карта вставленная в устройство и отправить к абоненту наряд для профилактической беседы.
А вот здесь скажем себе "Стоп!"
SIM-карта продается по паспорту. Если кто-то выходит в интернет с любого абонентского устройства, то силовики уже должны иметь возможность узнать кто это, запросив данные абонента у сотового оператора. Если же такая схема не работает, то почему должна помочь борьбе с киберпреступностью база данных IMEI устройств?
Мне могут ответить, что теперь можно будет отключить не только SIM-карту купленную по подложному паспорту, но и модем. То есть, хакеру будет сложнее работать. Ему кроме симок надо будет покупать еще и модемы. Которые стоят от 200 рублей.
Интересно посмотреть на тех, кто полагает, что затраты в 200 рублей смогут остановить киберпреступника.